Казалось бы, известный всем ещё со школьной парты предмет. Но в том-то и дело, что именно в школе ученики усваивают многие искажённые взгляды на историю древней Греции, возникшие ещё в XIX веке.
Через всю историю древней Греции красной нитью проходит противопоставление Афин и Спарты в социальном и политическом устройстве. В школе внушают, что Афины были свободным, демократическим государством (с оговоркой, конечно, что у свободных там имелись и рабы, на которых не распространялись гражданские права), а Спарта – военизированным, основанным на подавлении личности. Система образования в Афинах воспитывала-де в молодых людях всесторонне развитых личностей, а в Спарте – беспрекословно повинующихся воинов, этакие бездушные машины для убийства.
В действительности, молодые люди как в Афинах, так и в Спарте, проходили обязательную воинскую службу, и только после этого становились полноправными гражданами. Правда, в Афинах – уже в 20 лет, а в Спарте – только в 30 лет, но и в Афинах гражданин в случае войны подлежал обязательному призыву в войско. Полноправие предусматривало участие в народном собрании и голосование при принятии законов, и в этом между Афинами и Спартой не было разницы.
Порядки Спарты казались афинянам тягостными лишь по следующим причинам. С 7 до 20 лет юные спартиаты обязательно воспитывались на казённый счёт в интернатах казарменного типа, взрослые спартиаты обязаны были устраивать вскладчину общественные трапезы, а самое главное – никто не имел права обогащаться. Торговля и ремесло были запрещены спартанцам (ими могли заниматься только иноземцы), ввоз предметов роскоши в Спарту был запрещён.
В то же время, каждый спартиат был совладельцем общественных угодий, на которых работали неполноправные – илоты, и не мог разориться и обнищать. Илоты были не рабами в классическом смысле этого слова, так как у них были дома и участки земли, а своего рода крепостными крестьянами, принадлежавшими всему государству. При этом на одного спартиата приходилось приблизительно семь илотов. В Афинах же конца IV века до н.э. на одного свободного приходилось примерно двадцать абсолютно бесправных рабов.
Интересно сравнить положение женщин в обоих государствах. Афинянки содержались запертыми в домах, на женской половине – гинекее (Геродот писал, что обычай затворничества женщин афиняне заимствовали у персов). Более вольное поведение допускалось только для незамужних гетер. В Спарте женщины были намного раскрепощённее, для девушек, как и для юношей, даже устраивались гимнастические состязания.
Известна легенда о том, что больных младенцев в Спарте сбрасывали с Тарпейской скалы. Археологи не нашли там ни одного детского скелета, только взрослые.
Демократию в Афинах совершенно неверно отождествлять с либеральной демократией Нового времени. Период торжества демократии в Афинах, при Перикле и позже, характеризовался всплеском агрессивности Афин и террором демоса против инакомыслящих.
Афинский демос всегда был инициатором и вдохновителем империалистических акций Афин, направленных на подчинение и порабощение других греческих государств. Наглядный пример этого представляет история двух Афинских морских союзов – 1-го (V в. до н.э.) и 2-го (IV в. до н.э.).
Возникнув вначале как добровольное объединение независимых греческих полисов в целях совместной обороны от Персии, эти морские союзы всё больше превращались в орудие Афин для достижения своих целей и эксплуатации союзников. Афины беззастенчиво распоряжались на свои нужды казной, собираемой за счёт обязательных взносов союзников. Любые попытки отложиться от союза Афины жестоко подавляли военной силой.
Пелопоннесская война также возникла из-за имперских притязаний Афин. Неудивительно, что большинство полисов в конце концов поддержали Спарту как освободительницу от тяготевшего над всей Элладой гнёта Афин.
При этом демос был крайне консервативной силой, не терпевшей никаких новшеств в сфере мысли и морали. Сам Перикл пострадал от его своеволия, когда его возлюбленная, гетера Аспасия, была обвинена в безбожии. С большим трудом Перикл добился её оправдания в суде. Другу Перикла, философу Анаксагору, учившему о материальности мира, повезло меньше – ему вынесли смертный приговор, и Анаксагору пришлось бежать из Афин. Протагора, заявившего, что «человек есть мера всех вещей», изгнали из Афин, а его сочинения сожгли.
В отмеченных казусах большую роль сыграла ксенофобия афинян – все названные лица были уроженцами других городов Эллады. Но трагическая участь Сократа, иронизировавшего над алчностью и тупостью демоса, показывает, что афиняне не щадили и своих земляков.
Из учебника по истории древнего мира всем знакома картинка, изображающая народное собрание в Афинах. На ней, в углу, на переднем плане, человек (одетый, в отличие от греков, в штаны) с хлыстом, прогоняет какого-то эллина. К каким социальным слоям принадлежали эти люди?
Человек с хлыстом это явно полицейский. Мало кто знает, что полиция в Афинах состояла из скифов (отсюда и неэллинское одеяние), бывших государственными рабами. А эллин, не имеющий права участвовать в народном собрании, очевидно – метек, то есть живущий в Афинах уроженец другого полиса. При этом львиная доля торговли и ремесла в Афинах (а следовательно и богатств) находилась в руках метеков.
Так что сюжет картинки презабавен – раб прогоняет, возможно, богача. Правда, не простой раб, а государственный.
Древнегреческое слово «тиран», означающее жестокого правителя, пережило века. В действительности оно не имело вначале такого негативного смысла. Что же касается простого народа, то все тираны приходили к власти как вожди простого народа против притеснявших его аристократов.
Очень многие греческие полисы прошли через период тирании, в том числе Афины. Большинство тиранов отметились широкой организацией общественных работ, дававших заработок бедному люду, и возведением красивых монументальных построек. Тиран Писистрат, правивший в Афинах в VI веке до н.э., заложил основы могущества и славы своего города. При нём Афины украсились величественными зданиями и прекраснейшими скульптурами, был учреждён справлявшийся и многие века спустя торжественный праздник в честь бога Диониса.
Кстати, о произведениях искусства. Вопреки общему заблуждению, древнегреческие храмы и скульптуры были расписаны яркими насыщенными красками, а вовсе не были сверкающе белыми, как их нынешние остатки.