Наивных и добродушных папуасов сегодня можно встретить разве что в глубине острова Новая Гвинея. В городах уже давно орудуют безжалостные банды, которые наводят страх не только на местное население, но и на правоохранителей.
Папуа - Новая Гвинея – государство чрезвычайно бедное. Из 120 развивающихся стран ее экономика, базирующаяся главным образом на сельском хозяйстве, занимает 91 место. 25% жителей острова безработные, среди молодежи до 30 лет уровень безработица достигает 80%.
Австралия ежегодно выделяет 240 миллионов долларов в помощь своему нищему соседу, однако куда деваются эти средства в насквозь коррумпированном государстве догадаться не сложно. В 2003 году австралийский Центр независимых исследований опубликовал доклад, в котором признавалось, что экономическая помощь только развращает правящие круги Папуа и порождает иждивенцев.
Новая Гвинея еще и одна из наиболее криминогенных стран мира. Так, главный город острова Порт-Морсби занимает предпоследнее 197 место в рейтинге безопасных столиц мира. К примеру, умышленных убийств здесь совершается в 23 раза больше, чем в Лондоне.
Это спровоцировано чрезвычайно низким уровнем жизни при агрессивном навязывании потребительских ценностей, полным отсутствием возможности для самореализации и крайне неэффективной работой сил правопорядка. При этом как бывший доминион Британии Папуа входит в Содружество наций и де-юре управляется парламентской демократией.
Первые рэскол-банды (от английского raskol — плут», «шельмец», «негодник») возникли в Порт-Морсби в конце 60-х. Это были неформальные молодежные объединения вроде хиппи или рокеров, промышлявших хулиганством и мелким воровством. Буквально за пару десятилетий они выросли в хорошо организованные преступные группировки, не гнушавшиеся вооруженным разбоем, похищением людей и убийствами.
Несмотря на то, что от рэсколистов достается всем категориям населения они находят в массах сочувствие и поддержку. Многие видят в них борцов с произволом полиции и чиновников, притесняющих простой народ. Да и сами члены рэскол-группировок не прочь сравнить себя киногероями, обирающими богатых и делящимися с бедными.
Защититься от рэскол-банд практически не возможно: не спасают ни высокие заборы, ни сигнализация, ни вооруженная полиция, которая не очень жаждет идти на прямое столкновение с преступным миром. Страдают от рэсколистов и туристы. Неслучайно в путеводителе «Lonely planet» написано: «Если вы въезжаете на территорию отеля, и у вас создается такое впечатление, что вы попали на территорию тюрьмы строгого режима – это хороший отель».
Сегодня тон в криминальном мире Папуа задают четыре крупных преступных сообщества — «Bomai», «Koboni», «Mafia» и «Brigade 585», которые включают в себя мелкие банды. Названия последних достаточно красноречивы: «Ангелы Ада», «Кровь», Ку-клукс-клан», «Черная Сила», «Триада», «Мельбурнские убийцы».
Между собой рэскол-группировки стараются не враждовать: только сплотившись, они представляют грозную силу способную противопоставить себя полиции. Тем не менее, сферы влияния и зоны деятельности между бандами четко разграничены. Группировки формируются по принципу соседства, присоединение к банде и выход из нее строго не регламентированы, поэтому главари порой не знают точное количество своих подопечных.
Средний возраст рэсколиста 20-21 год. Женщины, как правило, в банду не входят, хотя могут допускаться к выполнению некоторых функций – наблюдению, организации вылазок, доставке еды и выпивки, а также сбыту краденного.
В последнее время папуасские бандформирования активно вовлекаются в поле деятельности международной преступности. Лидирующие позиции в освоении новогвинейского криминального пространства принадлежат китайской мафиозной структуре «Триада». Щедро спонсируя местных полицейских, китайцы через рэскол-группировки беспрепятственно сбывают наркотики, которые затем следуют в Австралию, Новую Зеландию, США и Канаду.
По признанию криминалистов, рэсколизм в Новой Гвинее обусловлен традициями меланезийского общества, которое еще недавно находилось на стадии первобытно-общинного строя. Начав во второй половине XX века активно испытывать влияние цивилизации, папуасы, по сути, не вышли за пределы «общинного коммунизм». Это присуще и рэскол-бандам, в которых сохранился принцип распределения благ – жилища, еды, оружия и даже награбленного имущества.
Еще одна особенность папуасского рэсколизма, имеющая национальные корни – обряд инициации. Когда папуасский юноша приносил свою первую добычу с охоты – он становился мужчиной. Чтобы стать полноправным членом рэскол-банды тоже нужна жертва, но у современных папуасов место животного занимает изнасилованная женщина. По данным международных организаций, каждая третья женщина Новой Гвинеи хоть раз подвергалась сексуальному надругательству.
Однако подлинным виновником разгула рэсколизма в Папуа исследователи называют тлетворное влияния Западной культуры, которая попадая на папуасскую почву, дает совершенно непредсказуемые, порой причудливые всходы. Так кумирами папуасской молодежи в американском кинематографе неизменно становятся плохие парни, а проявляемая ими жестокость воспринимается как проявление геройства.
Некоторые папуасы верят, что попавшие в их руки продукты западной цивилизации – еда, спиртное, одежда, всякие безделушки – произрастают на деревьях в странах пришлых людей. Ярче всего это проявилось в «карго-культе» – помеси христианства и местных верований, согласно которому полное изобилие, которое существует на Западе, «злые белые» присвоили себе несправедливо, и главная задача папуасов – сделать так, чтобы незаконно отобранное было возвращено народу Папуа.