Во фронтовых условиях, особенно в первые месяцы Второй мировой, в Красной Армии самым распространенным наказанием за дезертирство, трусость во время боя был расстрел перед строем. Со временем у этого сурового метода воздействия на войсковую дисциплину появилась альтернатива – штрафные батальоны. В этих подразделениях, по подсчетам историков, за время Великой Отечественной войны перебывало до полумиллиона красноармейцев.
В начале войны, когда не только рядовым, но и верховному командованию Красной Армии было трудно ориентироваться в обстановке, в условиях тотального отступления воинских частей с приграничных рубежей СССР массовые случаи паники и дезертирства серьезно дезорганизовали и без того оставлявший желать лучшего порядок советских боевых подразделений. Офицеры поднимали дисциплину простым и одновременно жестким способом – расстреливали дезертиров «по закону военного времени».
По прошествии нескольких месяцев эта мера стала давать негативные результаты – в сводках с фронтов, доводимых до верховного командования, все чаще стала появляться информация о превышении командирами своих полномочий и извращенной трактовке ими понятий «трусость» и «дезертирство». Уже в октябре 1941 года нарком обороны СССР издал указ, в котором говорилось о случаях подмены в воинских частях Красной Армии воспитательной работы репрессиями. В нем было сказано, что факты самосуда, произвола со стороны командиров, напротив, снижают воинскую дисциплину и свидетельствуют о некомпетентности офицеров. В документе акцент в воспитательной работе с личным составом делался на методы убеждения, а не принуждения. Указ продублировали на фронтах, где выпустили свои постановления о нетерпимости к офицерскому самодурству.
Ситуация на фронтах тем временем менялась, и к лету 1942 года, когда фашисты рвались в глубь страны, а боевой дух подразделений Красной Армии стремительно падал, потребовалось введение принципиально новой меры наказания за проявление упаднических настроений, среди которых трусость была едва ли не основным. Создание штрафных батальонов, по мнению верховного командования Красной Армии, должно было существенно повысить воинскую дисциплину в действующих соединениях.
Собственно, идея формирования штрафбатов в русской армии принадлежит не верховному военному руководству советской Красной Армии – такие части были еще в период Первой мировой. Правда, к моменту их образования русская армия оказалась уже настолько деморализованной, что в боях штрафбаты поучаствовать не успели. В гражданскую войну в РККА также существовали штрафные батальоны, состоявшие из дезертиров.
В конце июля 1942 года был издан знаменитый приказ №227, более известный как «Ни шагу назад!» За три дня до его подписания в 42-й армии Ленинградского фронта была создана отдельная штрафрота – первое подразделение такого рода во время Великой Отечественной войны. Приказ «Ни шагу назад!» обязывал создавать подобные формирования уже официально.
В штрафбаты, в частности, направлялись военнослужащие, проявившие в боевой обстановке малодушие, трусость, ставшие дезертирами. За весь период Великой Отечественной войны в Красной Армии были сформированы свыше 60 штрафбатов и более тысячи штрафных рот.
Примечательно, что советские штрафбаты были созданы по примеру подразделений вермахта «999» и «500», сформированных противником гораздо раньше. Причем у немцев штрафбатовцы в статусе заключенных «тянули лямку» до конца, если оставались в живых, без надежды на реабилитацию, тогда как в советских штрафных батальонах осужденный военным трибуналом мог искупить вину кровью и после ранения вернуться в родную часть. В гитлеровские штрафбаты «сливали» всякую нечисть. В частности, такие отщепенцы составляли основу печально знаменитой штурмовой бригады СС «Дирлевангер», отметившейся в истории Великой Отечественной своей чудовищной жестокостью.