Официальным гербом Российской империи двуглавый орёл стал в 1857 году, его утвердил император Александр II. Мы решили разобраться, как этот загадочный символ оказался на русской земле.
Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого княжества Московского) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орёл украсил Большую государственную печать. Это было серьезное новаторство: до этого официальная геральдика ограничивалась изображениями Креста, Спаса, Богородицы, Георгия Победоносца и других святых. Таким образом, двуглавый орел стал первым на Руси «нехристианским» и анималистическим символом, который использовался в качестве официального государственного знака.
Как известно, двуглавый орёл был гербом Византийской империи. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с византийской принцессой Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий князь Московский мог легко отказаться от непривычной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьёзных идеологических символах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены о нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.
Двуглавый же орёл давал московским князьям возможность создать более цивилизованный образ России на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».
Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати Иоанна III, двуглавый орёл фигурировал и на государственных печатях германской Священной Римской империи. Император Фридрих III Габсбург тоже считал себя полноправным преемником Рима. Однако двуглавую птицу он позаимствовал не от своего заклятого конкурента - Византии, а от немецкоговорящих монархов — бургграфов Вюрцбургских и герцогов Баварских. И, как уверяют некоторые историки, на Русь двуглавый орел пришел именно от Габсбургов, а не от византийцев, которые, по их мнению, никогда не использовали орнитологический символ на государственных печатях.
У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места. Например, никак не объяснить, почему орёл в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III и Софьи Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то непонятно, с какой стати Русь должна была перенять символ империи, с которой у неё не было практически никаких политических связей. К тому же Габсбурги были католиками. Другое дело – близкие соседи. Мы имеем в виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображением двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III держал в руках "татарскую валюту". В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий князь Московский хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим татарским ханствам, образовавшимся после распада Орды.
Иоанн III был неравнодушен к западным специалистам, которых русские эмиссары ангажировали по всей Европе. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителе Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителе нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные архитекторы того времени состояли в цехах, которые, по сути, представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие объединения строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн перенял знак именно у экспатов-архитекторов.
Кроме того, двуглавый орел в качестве символа широко применялся и в модной тогда алхимии. У алхимиков он олицетворял философский камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, и,скорее всего, кто-то из них ставил алхимические опыты. Например, лекари и аптекари, которые поголовно в те времена были увлечены поиском философского камня. У них и мог московский государь взять «волшебный символ» в качестве личной печати.
Надо сказать, что в конце XV века использование двуглавого орла было модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…