Какой «несуществующий» японский корабль потопили советские лётчики в 1938 году

05.07.2019 7:53 0

Какой «несуществующий» японский корабль потопили советские лётчики в 1938 году

С 1920-х годов советские военные советники помогали Китаю в борьбе против японских агрессоров. Однако участие наших военнослужащих в этом конфликте по-прежнему остается во-многом засекреченной страницей в новейшей отечественной истории. Один из самых загадочных эпизодов той кампании связан с уничтожением японского авианосца «Ямато-мару» советскими летчиками в 1938 году.

Охота за «невидимкой»

В июне 1938 года расположение советских военных советников неподалеку от реки Янцзы начало подвергаться атакам японских авиагрупп, состоявших по большей части из истребителей И-96. Это были палубные машины, поэтому у нашего командования сразу же возникло предположение, что где-то рядом находится вражеский авианосец.

Догадка вскоре подтвердилась. Советским войскам удалось сбить один из самолетов нападавших, пилота взяли в плен. Тот заявил, что машины действительно базируются на авианесущем корабле, который называется «Ямато-мару».

С этого момента наши летчики начали настоящую охоту за судном. С середины июня по конец июля 1938 года советские пилоты потопили около 50 кораблей японцев на Янцзы, но обнаружить желанную цель не удавалось: авианосец стремительно появлялся и так же стремительно исчезал. Японцам помогал рельеф местности: множество скал, островов, туманных бухт на протяжении сотен километров – все это делало поиски авианосца крайне затруднительными.

Гибель «Ямато-мару»

Но советские летчики не оставляли надежды, и вскоре удача им улыбнулась. 10 августа 1938 года экипаж скоростных бомбардировщиков во главе с Тимофеем Хрюкиным совершал облет над руслом Янцзы. Немного снизив высоту, пилоты обнаружили в глубокой бухте затянутый маскировочными сетями крупный корабль. Сомнений не было – это тот самый авианосец.

Было принято решение без промедлений атаковать цель. Первые бомбы упали у трубы, в небо поднялся столб дыма и языки пламени. На следующем заходе бомбы упали у борта, корабль стал крениться влево. Советские летчики отбомбились на третьем заходе и взяли обратный курс, а пылающий авианосец лег на правый борт. За потопление прежде неуловимого «Ямато-мару» Хрюкин получил звания Героя СССР.

Что не так?

Многие историки подвергают сомнению подлинность этого события. Прежде всего, авианосца с таким названием не значится ни в одном официальном списке Японского императорского флота. Не фигурировал он в составе ВМФ Страны восходящего Солнца ни в 1938 году, ни и в более ранних или последующих годах.

Также несостыковки возникают если пытаться рассматривать «Ямато-мару» лишь как плавучую базу гидросамолетов. На 1938 год таких кораблей у Японии было два, но, во-первых, они не пострадали, а во-вторых, находились в тот год не в Китае. Более того, отмечают историки, в отчетах японского флота нет ни одного факта бомбардировки авианосца вражескими силами.

Хрюкин же, по одной из версий, получил звезду героя не за потопление авианосца, а за образцовое выполнение поставленных задач. Прежде всего – за налет на крупную базу японских ВВС на Тайване в феврале 1938 года, когда было уничтожено несколько десятков машин противника.

«Сухопутный» авианосец?

Впрочем, есть версия, что «Ямато-мару» не значится в списках ВМС потому, что был зачислен в 1923 году в состав сухопутных сил. Якобы у японцев была нехватка грунтовых авиабаз на китайском театре военных действий, поэтому они включили корабль в состав армии в качестве плавучего аэродрома.

В случае подтверждения этой версии все истории о якобы «фейковости» этой истории рассыпаются в пух и прах. Ведь получается, что наши военные советники стали первыми, кому удалось потопить авианосец, пусть он официально не состоял во флоте и проходил по бумагам под несколько другой спецификацией.

Перевозчик

По другой версии, «Ямато-мару» был грузовым судном, перевозившим самолеты японских ВВС на аэродромы в Китае. В пользу этого говорит тот факт, что корабль был переоборудован из обычного парохода под названием «Джузеппе Верди», построенного в Италии еще в разгар Первой мировой войны.

В 1920 году судно купила Япония. Под потребности нового хозяина дымоход был вынесен к правому борту, корпус усилен, а в качестве средства защиты на транспортник установили шесть пулеметов. Такая модификация хорошо подходила для решения транспортных задач.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

При захвате заложников на востоке Москвы погиб человек Получение гражданства с помощью инвестиций Путин прокомментировал запуск Азербайджаном «Южного газового коридора» Над златом чахнет: самым богатым молодым миллионером на Украине стал 7-летний школьник Мексиканский ювелир вернет родственникам героя Великой Отечественной войны орден Красной Звезды

Лента публикаций