Лондонская Times назвала это событие "ударом ножом в спину Польши", советское руководство считала польский поход РККА освободительным.
В апреле 1939 года Польша демонстративно провела масштабные военные маневры на границе СССР. В то же время, советская сторона предложила польскому правительству рассмотреть вопрос об оборонительном союзе против третьих стран, на что получила очень жесткий отказ, смысл которого сводился к тому, что если потребуется, польская армия готова разбить и Сталина и Гитлера одновременно. Советский Союз не прореагировал на этот по сути оскорбительный демарш. По иронии судьбы несколькими месяцами спустя в сентябре 1939-го польской армии с небольшим промежутком по времени пришлось иметь дело как с немецкими, так и с советскими войсками. Говорить о войне на два фронта, конечно, нельзя. Советским войскам оказывалось лишь очаговое сопротивление, и даже в большей степени не армией, а осадниками, полицией и местным ополчением.
Накануне Освободительного похода, 16 сентября произошла нелепая и трагическая авиакатастрофа, в которой погиб самый результативный советский летчик 30-х годов, дважды Герой Советского Союза майор Сергей Иванович Грицевец. Участник гражданской войны в Испании Грицевец уничтожил 7 самолетов противника, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Новыми победами Грицевец запомнился на Халхин-Голе, сбив 12 японских самолетов. Кроме того, он вывез с территории, захваченной противником, своего командира - майора В. Забалуева, посадив свой И-16 вблизи японских позиций. Оставшийся непобедимым в воздухе, Грицевец погиб не по своей вине во время посадки на аэродроме Балбасово под Оршей. Он по всем правилам в сумерках и в условиях тумана совершил образцовую посадку и, опасаясь столкновения с идущими за ним на посадку пилотами, вырулил с посадочной полосы на нейтральную. В этот момент майор П. Хара, вопреки всему, зашел на посадку с противоположной стороны, приняв нейтральную полосу за посадочную. Произошло встречное столкновение истребителей, и если Хара отделался ушибами, то Грицевец погиб от удара винта. В условиях начинавшегося похода о гибели прославленного летчика было принято решение не сообщать. Грицевцу так и не суждено было увидеть родное село Боровцы, освобожденное советскими войсками в ходе похода 1939 года в Белоруссии.
В 30 км от Гродно находится небольшой город Скидель, в котором после получения известия о переходе границы Красной Армией началось восстание против польских властей, жестоко подавленное карателями: «30 человек каратели сразу же расстреляли. Расстреливали и просто тех, кто подвернулся под руку. Перед расстрелом издевались: одним выкалывали глаза, другим резали языки, третьим ломали прикладами пальцы на руках…». Жертв могло быть и больше, если бы не подоспевшая к месту событий группа советских танков, которая в коротком, но ожесточенном бою разгромила польский отряд.
Примечательно, что в ходе Освободительного похода, ряд советских танковых частей нередко имел лишь всего одну заправку горючего. Нехватка топлива вызвала необходимость формировать из танков ударные подвижные группы и быстро продвигаться дальше, передавая им горючее остальных боевых машин. Поскольку серьезного противодействия со стороны польских войск не было, этот опыт оказался успешным. Однако, роковым образом та же нехватка горючего скажется в июне 1941 года, когда сотни советских танков будут брошены или уничтожены экипажами из-за отсутствия топлива.
Освободительный поход нашел определенное отражение в литературе, киноискусстве и музыке. В память о советском танке в Антополе, который был сожжен окружившей его бандой (отнюдь не польскими солдатами) вместе с экипажем Александр Твардовский написал стихотворение "Танк", затем положенное на музыку В. Кочетовым. С историей Освободительного похода связано и появление известной «Песни красных полков».
Вечером 18 сентября 1939 г. подвижные танковые группы 3-ей и 11-ой армий Белорусского фронта ворвались в Вильно и к середине следующего дня полностью овладели городом. Потери составили 9 танков и броневиков: погибли 13 и были ранены 24 красноармейца. Город, согласно пакту Молотова — Риббентропа (пункт 1), был передан Литве (позднее это было закреплено соответствующим советско-литовским договором ). Таким образом, Литва вновь обрела свою столицу, утраченную в ходе конфликта с Польшей в 1922г. До этого времени Вильно все же считался официальной столицей Литвы (его потеря не признавалась), однако все правительственные структуры размещались в Каунасе.
18 сентября 1939 г. польскими экипажами на Припяти и Пине при приближении советских войск были затоплены 5 речных мониторов. Они были обследованы и подняты тогда же, в сентябре 1939-го, а затем введены в строй со сменой имен -"Винница" ("Торунь"), "Бобруйск" ("Городище"). "Витебск" ("Варшава"), "Житомир" ("Пинск"), «Смоленск» («Краков»). Корабли вошли в состав Днепровской, а затем и Пинской флотилии. Военная биография мониторов в Великой Отечественной войне оказалась короткой, но яркой - все они отличились, действуя на Припяти, Березине и Днепре, успев выполнить ряд боевых задач, не раз прорываясь из гибельных ловушек в июне-сентябре 1941 г. При оставлении Киева 18 сентября 1941 г. погиб "Витебск" - последний из остававшихся к тому моменту пяти трофейных мониторов.