Легендарный полководец Александр Суворов одержал множество побед, что немало поспособствовало росту политического и военного влияния России в мире во второй половине XVIII века. Однако, отдавая должное безусловному таланту этого военного стратега, некоторые историки придерживаются мнения, что генералиссимус был тайным членом секты скопцов. Толки о психосексуальных особенностях Суворова возникли среди его современников как попытка объяснить многочисленные чудачества полководца. В чем же причина таких разговоров?
Образ любого великого человека неизбежно обрастает всевозможными домыслами и слухами, которые с готовностью поддерживают недоброжелатели. Будучи человеком влиятельным и эксцентричным, Александр Суворов (1730-1800 гг.) нажил себе немало врагов среди сановников, политиков и военачальников. Впрочем, некоторые авторитетные историки считают слухи о скопчестве генералиссимуса оправданными. Например, польский исследователь и публицист Казимир Валишевский писал, что во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов Суворов, стремясь угодить князю Григорию Потемкину "как евнух", отправил влиятельному фавориту Екатерины II «для сомнительных развлечений» трех крымских девушек и одного мальчика.
Было ли так на самом деле неизвестно, но сравнение Суворова с евнухом взялось неспроста. Разумеется, польского историка Валишевского можно заподозрить в предвзятости. После жестокого подавления восстания Тадеуша Костюшко суворовскими войсками в 1794 году отношение поляков к Суворову не может быть положительным. Но к мнению о тайном скопчестве легендарного полководца склоняются и некоторые отечественные исследователи. Так, русский историк Андрей Буровский в своей работе о сибирских сектах писал: «Суворова и Кутузова скопцы так уверенно называли своими, что даже вешали их портреты в красном углу, как иконы». Сектанты привлекали в свои ряды новых последователей, указывая на великих полководцев.
После того как известный флотоводец Федор Ушаков (1745-1817 гг.) был причислен к лику святых Русской православной церковью в 2001 году, в обществе начали раздаваться призывы к канонизации Александра Суворова. Но этого так и не произошло. Возможно, церковные иерархи в курсе некоторых личных особенностей генералиссимуса.
Скопцы были одной из наиболее ужасающих и многочисленных сект, действовавших в России XVIII-XIX веков. Их богатые общины, насчитывающие тысячи человек, находились в Курской, Орловской, Тамбовской и других губерниях. Единственным способом спасения христианской души от греховных соблазнов последователи этой секты считали кастрацию. Скопцы во всем придерживались аскетического образа жизни. Многие из них скрывали свои взгляды, часто посещая православные церкви.
И хотя государство боролось с этим опасным учением, многих политиков, чиновников и деятелей культуры в те времена подозревали в тайных симпатиях к скопцам. Первый суд над одной из таких общин состоялся в 1772 году. Последователей секты ссылали в Сибирь, где они продолжали свою деятельность, заманивая в свои общины наивную молодежь.
К слову, после операции по кастрации у бывших мужчин естественным образом пропадает растительность на лице. Организм перестраивается, ему больше нет нужды тратить резервы на поддержание мужественности. При этом активность и физическая выносливость скопцов повышаются.
Суворов был в детстве хилым и болезненным мальчиком. Однако затем внезапно поправился. Причины выздоровления отрока многие связывают с физическими упражнениями на свежем воздухе и ежедневным обливанием холодной водой, ведь будущий полководец увлекался различными методами закаливания организма. А что если его здоровье, необычайная активность и выносливость объясняются оскоплением?
Факт кастрации косвенно подтверждает и внешний вид Суворова. По описаниям современников, это был тщедушный, невзрачный человек. Всякая растительность на его лице отсутствовала. Даже усы, которыми было принято щеголять среди военных в то время. Например, на знаменитой картине Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы» буквально все русские воины изображены усатыми и лишь один полководец – с лицом, полностью лишенным растительности.
Король Франции Людовик XVIII, который был лично знаком с Суворовым, описывал его как невысокого, тощего человека с обезьяньей физиономией. При этом манера поведения русского военного показалась королю до того странной и забавной, что вызвала причудливую смесь из сожаления и смеха.
О многочисленных чудачествах Суворова рассказывали и менее титулованные современники. Например, французский аристократ Арман Эммануэль дю Плесси видел, как полководец гуляет по ночам в полуголом виде, катается по траве, а затем громко и долго поет. В таком неподобающем виде Суворова как-то застал и граф Федор Ростопчин, который привез ему депеши от Потемкина. О сумасбродстве русского полководца писал и граф Луи Филипп де Сегюр, служивший послом Франции в России.
По многочисленным свидетельствам сослуживцев, Суворов мог прийти в казарму и разбудить солдат среди ночи громким кукареканьем. Такие странности недоброжелатели объясняли психофизиологическими отклонениями, развившимися в результате скопчества. Нерастраченная сексуальная энергия требовала выхода через физические упражнения, регулярный бег, обливания холодной водой и громкое пение.
Не потому ли Суворов никогда не смотрелся в зеркала? А если они были в доме, который он собирался посетить, то по его настоятельной просьбе их все чем-нибудь завешивали. Неприятие собственного внешнего вида может являться следствием глубокого психосексуального расстройства.
Кроме того, известно, что Суворов не подпускал к себе посторонних докторов, ссылаясь на общее недоверие к эскулапам. Возможно, он опасался разглашения своей тайны.
Отставной сержант Иван Сергеев, который служил у Суворова подкамердинером с 1784 года и до самой кончины полководца, оставил интересные записки о непосредственном начальнике. По утверждению Сергеева, в течение всей жизни рядом с Суворовым не было ни одной женщины, даже из числа прислуги. Его ближний круг составляли четверо военных: камердинер, два подкамердинера и фельдшер. Их комнаты располагались рядом со спальней Суворова. К тому же отставной сержант отмечал, что, несмотря на свою неприязнь к зеркалам, Суворов «очень любил мазаться помадою и прыскаться духами, особенно оделаваном, которым смачивал всякой день узелок платка своего» (оделаван – лавандовая вода в переводе с французского (Eau de lavande).
Суворов был холоден по отношению к дамам. Он женился поздно, когда дальнейшее холостое житье уже начало вызывать пересуды. В возрасте 44 лет этот человек обвенчался в Москве с 24-летней Варварой Прозоровской. Впрочем, с женой полководец никогда не ладил. Он предпочитал семейной жизни театр военных действий. В 1779 году – через пять лет брака – Суворов принял решение развестись, но отказался от своего намерения под давлением влиятельных лиц и знатных родственников супруги. При этом муж открыто обвинял Варвару Прозоровскую в многочисленных изменах.
Так или иначе, эта женщина родила двоих детей: дочь Наталью и сына Аркадия. Детей полководец признал, особенно он полюбил девочку, которую в письмах ласково называл Суворочкой. С женой Суворов не жил, ограничиваясь лишь тем, что регулярно посылал ей небольшое денежное содержание.
Учитывая все вышесказанное, сложно удивляться возникновению слухов о скопчестве Суворова.