Республиканцы-крестьяне отстранили местное начальство, взяв дела в свои руки. «Урядник, удались немедленно!» - гласило их первое требование к властям.
В Царевщине крестьян давно занимали разговорами о том, как устроить жизнь по справедливости. С 1880-х гг. беседы вели народники, а в начале ХХ века их сменили эсеры. В 1905 году разговорами дело не ограничилось, крестьяне взяли бразды правления в свои руки. Но Старобуянская республика просуществовала недолго - с 12 по 26 ноября 1905 года.Крестьяне сместили местные власти, но не смогли противостоять казакам и жандармам, направленным сломить сопротивление. «...Светило нам солнышко! А потом опять зашло за непроглядные тучи самодержавного режима», - писал крестьянин Лаврентий Щибраев.
Одно из первых дел, которое сделали восставшие, - закрыли питейное заведение. Об этом Л. Щибраев писал так: «Задумался мужик и говорит: "Век в одной коже не проживешь". Века и года пили мы в невежестве вино – хорошего нет. И вот бросили несколько человек в нашем селе вино пить, а потом и много нашлось людей, желающих трезвой и здоровой жизни. Кабак – этот гнилой родник нам стал врагом, и мы забили двери царева кабака. Вот наше первое дело. Вот наша первая вина».
Республиканцы решили: все должности сделать выборными, землю передать в управление народу, распоряжения царских чиновников не исполнять. Важны делом сами республиканцы считали запрет на самовольную вырубку леса. Они настаивали на том, что лес - достояние народное, и его «хищническое» уничтожение вредит самому народу. Был создан "Временный закон по Старо-Буянскому народному самоуправлению", а дружинники поддерживали в селах порядок.
Художник Илья Репин бывал в Царевщине, но местный народ ему не понравился. Местный старичок попросил у него 20 рублей, вместо обычного двухгривенника, за час позирования:
«- Пocлyxaй-кa, чтo нapoд бaит. Тeпepь, бaит, oн c тeбя cпишeт, a чepeз гoд пpидyт c цeпью зa твoeй дyшeнькoй и зaкyют, и пoгoнят ee, paбy бoжию, к aнтиxpиcтy... Acь?
- Нeyжeли ты этoмy вepишь? - cepьeзнo-yкopизнeннo cтapaюcь я paзyбeдить eгo. - Дa Бoг c тoбoй и c твoeй дyшoю...
Нeвoльнo дyмaлocь: "Кaкoв бюджeт y этиx бoбылeй. Двaдцaть pyблeй - тaк этo кaпитaл eмy нa вcю жизнь, дa и тoт oн зapыл бы в зeмлю, дa тaк и yмep бы, никoмy нe oткpыв cвoeгo клaдa».
Да и место было тогда еще неспокойное. Илья Репин писал: «Oднaжды нaпyгaл нac Мaкapoв: oн нe вepнyлcя из Цapeвщины к нoчи, кaк вceгдa, и мы вcю нoчь пpиcлyшивaлиcь, нe пocтyчитcя ли oн... Cтyкa нe былo. Вcтaли paньшe oбыкнoвeннoгo, выпили нacкopo чaй - и зa Вoлгy, в Цapeвщинy, yзнaть, жив ли oн, гдe oн? Cтpaшнo, жyткo cтaлo вceм нaм. Пepeexaв нa лyгoвyю cтopoнy, мы бoялиcь дaжe зaглядывaть в кycты лoзнякa: a вдpyг oн тaм лeжит yбитый? Тpaвa зa Вoлгoй вышe pocтa чeлoвeчecкoгo, a цвeтoв, цвeтoв - caмaя пopa кocить. Были cильнo пpимятыe cлeды. Ecли в этoй тpaвe гдe-нибyдь кинyли yбитoгo, paзвe yвидишь oтcюдa? Вoт cмятa тpaвa. Вoт eщe cмятa - ктo-тo cкpывaлcя. Cтpax бepeт... Чтo-тo вoлoкли. Идeм нa кypгaн пocкopee - oттyдa виднee. Взoбpaлиcь нa вepшинy, видим: жив и здopoв, cидит нaш Киpиллыч в цилиндpe, oчки блecтят».
В Царевщине последние годы провел декабрист Алексей Васильевич Веденяпин, чей внук Михаил Александрович Веденяпин стал членом боевой организации эсеров. В 1917 году он был в антибольшевистском подполье, а в 1920-е гг. боролся с Колчаком.
Председателем самоуправления «Крестьянской республики» избрали Антипа Тимофеевича Князева, членами самоуправления – Евгения Пеннера и Гавриила Милохова.
В 1930-е годы судебная система не обошла вниманием республиканцев. Не забыла и председателя самоуправления. В «Книге памяти Самарской области» читаем:
«Князев Антип Тимофеевич. Родился в 1863 г., Самарская губ., с. Большая Царевщина; русский; беспартийный; колхозник. Проживал: Самарская губ., с. Большая Царевщина. Арестован 24 августа 1938 г. Приговорен: Военный трибунал ПриВО 17 марта 1939 г., обв.: по ст. ст. 58-8 и 58-11. Приговор: к 8 годам заключения в концлагере. Умер в 1941 г., находясь в заключении. Реабилитирован 11 ноября 1955 г. Куйбышевским облсудом».
В январе 1906 года активистов республики арестовали. Крестьянин Лаврентий Щибраев написал: «Во время прогулок на тюремном дворе много раз мне доводилось спрашивать людей в арестантской одежде: "Вы за что сидите?"
Они отвечали: "За беспорядки".
Нас тоже спрашивали: "А вы за что?"
"А мы за порядки", – отвечали мы».
Лаврентий Щибраев в марте 1906 года оставил прощальное письмо, в котором изложил причины их ареста: закрытие кабака, охрана леса, удаление угнетателей. Содержание письма, как и принятый крестьянами закон, стало известно по всей России.
Арестованный республиканец обращался к товарищам, оставшимся на свободе, так: «Не падайте духом, работайте насколько можете! Наше святое дело не заглохнет никогда. Мы добьемся своих прав. Революционное движение охватило всю Россию и будет продолжаться вулканами».
Суд над республиканцами состоялся в 1909 году в Самаре.