Удмурты и другие народы России, которые больше всего любят баню

12.09.2019 3:43 0

Удмурты и другие народы России, которые больше всего любят баню

Согласно исследованиям проведённым фондом «Общественное мнение», Российская Федерация принадлежат к числу стран мира с наиболее чистоплотным населением. Но среди народов, живущих на её огромной территории, есть те, кто в силу разных причин вынуждены пренебрегать гигиеническими нормами, и те, кто моется чаще остальных.

Русские

Едва ли найдётся человек, не слышавший о существовании прославленной русской бани, где мылись, очищались, исцелялись и релаксировали ещё с далёкой древности. Помывочные избы не раз упоминались на страницах «Повести временных лет», а в одном русско-византийском соглашении 907 года, специальным пунктом оговаривалась возможность славянских послов в любое время посещать константинопольские бани.

В исторических документах зафиксировано, что в 1089 епископ Ефимов построил в Переславле первую каменную баню, куда был открыт доступ всем желающим.

Каждый иностранец посещавший Русь, считал своим долгом посетить традиционную мыленку, чтобы глубже понять менталитет хозяев, обливавшихся в парилке квасом и добровольно хлеставших друг друга вениками.

Курляндский путешественник XVII века Я. Рейтенфельс писал в своих воспоминаниях, что в Московии есть «бани, в которых они чуть не ежедневно моются и сильно потеют». Аналогичное мнение высказывал английский дипломат ДЖ. Флетчер, говоривший, что русские «ходят два или три раза в неделю в баню, которая служит им вместо всяких лекарств».

Удмурты

Пристрастие удмуртов к частому мытью описано в статье «Ах, баня, баня», принадлежащей перу Н. Бакушиной. Благодаря её этнографическим изысканиям становиться ясным, что удмуртская баня – мунчо, играла важную роль в гигиеническо-ритуальном укладе жизни народа. Обычно располагавшаяся у водоёмов, в некотором отдалении от дома, местная баня строилась по подобию русской, но топилась только по-чёрному. В целях экономии родственники, близкие друзья или хорошие соседи возводили одну парилку на всех, в которую первыми помыться и попариться заходили мужчины и юноши, а после них женщины, девочки и маленькие дети обоих полов.

С собой посетители мунчо брали еловые или берёзовые веники, мочало, а также использовавшийся в качестве шампуня настой из кислого кваса и щелок, заменявший в старину мыло.

В холодное время года, удмурты растапливали мунчо еженедельно, а весной, летом и осенью, когда проводились сельскохозяйственные работы – посев, сбор урожая, сенокос, молотьба – практически каждый день.

Кроме того, у удмуртов принято было мыться перед дальним путешествием, в канун государственных и религиозных праздников, семейных торжеств и обрядовых действий.

Здесь же по обыкновению происходили роды, а для каждого новорождённого еще три дня к ряду топили баню, где его мыли, читая заговоры, чтобы ничто не угрожало здоровью и счастью.

Водными процедурами удмурты боролись с простудными заболеваниями, поэтому для каждого приболевшего готовили парилку с эфирной дымкой, для чего на раскалённую каменку брызгали настойки из целебных трав.

Крымские татары

Большими почитателями и ценителями бань были крымские татары, которым посвятил один из разделов своей книги «Баня. Очерки этнографии и медицины» А. Дачник. По его сведениям представители этого этноса испокон веков возводили бани двух типов: индивидуальные или придомовые и общественные, то есть хаммамы. Первые являли собой землянки или полуземлянки с печкой каменкой, а вторые шикарные комплексы по турецкому образцу.

В XVII веке в одном только Бахчисарае, бывшей столице Крымского ханства, действовало сразу 4 хаммама, одна из которых Сары Гюзель сохранилась до наших дней. Превращённая ныне в музей она на протяжении почти 400 лет беспрерывно принимала посетителей, приходивших помыться, встретиться со знакомыми, побеседовать и отдохнуть.

Надо отметить, что нахождение в Сары Гюзель доставляло гостям не только телесное, но эстетическое удовольствие. Всё в ней было прекрасно и затейливая архитектура, и богатый интерьер.

Обогреваемая сложной отопительной системой, по которой горячий воздух циркулировал по стенам и под полами, баня встречала визитёров уютным двориком с фонтаном и препровождала в закованные в мрамор моечные, перекрытые куполами с отверстиями для света в форме звёзд и полумесяцев.

Татары Поволжья

Банная культура поволжских татар, по данным А. Дачника, начинает свой отсчёт с далёкого VIII века, когда на территории современного Татарстана появились первые домовые мыльни.

Собираемые из осиновых, сосновых или липовых брёвен, они, по сведениям А. Сухарева, всегда воздвигались на видном месте и ярко украшались ажурными наличниками и другими резными декоративными элементами.

Татарские мыльни были оплотом гостеприимства, поскольку любой гость, прежде чем зайти в дом должен был посетить баню, помыться, отдохнуть и даже отведать подаваемые прямо тут же традиционные кушанья.

По устоявшемуся обычаю татары ходили в баню с утра, парились еженедельно и натирали свои тела благовониями, которые соединяясь с паром, создавали самобытный местный «дух».

Самыми известными общественными хаммамами поволжских татар, по мнению А. Смирнова, являются возведённые в XIV веке на территории Булгарского городища роскошные Белая и Красная палаты, которые были разрушены в результате вражеских набегов и попустительского отношения местных жителей.

Марийцы

Из издания Г. Сепеева «Восточные марийцы. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX– начало XX вв.)» становиться очевидным, что мытье входило в число любимейших занятий этого этноса.

Бани, марийцев, прошедшие путь от примитивных сложенных из веток шалашей до добротных срубов, были местом избавления от грязи и пота, снятия напряжения и усталости, восстановления телесных и духовных сил.

Называя парилку на местном диалекте мончей или момоцей, они считали её священной зоной, где нельзя ругаться и шуметь, и, судя по словам этнографов, заверявших что «парятца они почти по вся дни в банях», марийцы жили очень дружно.

Но, тем не менее, у них существовал официальный банный день и им был четверг, потому что на него приходился предпоследний день рабочей недели и он следовал за средой, когда традиционно проводились военные сборы.

Используя в качестве средств гигиены кислый катык (аналог ряженки), яичный желток и щелок, чистоплотные марийцы, проводили в бане свадебные, родильные и похоронные обряды, а также лечебные процедуры, с применением мистических заговоров и рецептов народной медицины.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Стиль для любого мужчины Во Владивостоке при попытке эвакуации разбили иномарку Суд обязал Samsung выплатить Apple 539 миллионов долларов Эксперт оценил перспективы закона о наказании за исполнение санкций США Золотую пальмовую ветвь получил фильм «Магазинные воришки» японского режиссера Хирокадзу Корээда

Лента публикаций