Тираны в древней Греции: как они заботились о бедняках

13.04.2019 5:18 1

Тираны в древней Греции: как они заботились о бедняках

Казалось бы, известный всем ещё со школьной парты предмет. Но в том-то и дело, что именно в школе ученики усваивают многие искажённые взгляды на историю древней Греции, возникшие ещё в XIX веке.

«Свободные» Афины и «деспотичная» Спарта

Через всю историю древней Греции красной нитью проходит противопоставление Афин и Спарты в социальном и политическом устройстве. В школе внушают, что Афины были свободным, демократическим государством (с оговоркой, конечно, что у свободных там имелись и рабы, на которых не распространялись гражданские права), а Спарта – военизированным, основанным на подавлении личности. Система образования в Афинах воспитывала-де в молодых людях всесторонне развитых личностей, а в Спарте – беспрекословно повинующихся воинов, этакие бездушные машины для убийства.

В действительности, молодые люди как в Афинах, так и в Спарте, проходили обязательную воинскую службу, и только после этого становились полноправными гражданами. Правда, в Афинах – уже в 20 лет, а в Спарте – только в 30 лет, но и в Афинах гражданин в случае войны подлежал обязательному призыву в войско. Полноправие предусматривало участие в народном собрании и голосование при принятии законов, и в этом между Афинами и Спартой не было разницы.

Порядки Спарты казались афинянам тягостными лишь по следующим причинам. С 7 до 20 лет юные спартиаты обязательно воспитывались на казённый счёт в интернатах казарменного типа, взрослые спартиаты обязаны были устраивать вскладчину общественные трапезы, а самое главное – никто не имел права обогащаться. Торговля и ремесло были запрещены спартанцам (ими могли заниматься только иноземцы), ввоз предметов роскоши в Спарту был запрещён.

В то же время, каждый спартиат был совладельцем общественных угодий, на которых работали неполноправные – илоты, и не мог разориться и обнищать. Илоты были не рабами в классическом смысле этого слова, так как у них были дома и участки земли, а своего рода крепостными крестьянами, принадлежавшими всему государству. При этом на одного спартиата приходилось приблизительно семь илотов. В Афинах же конца IV века до н.э. на одного свободного приходилось примерно двадцать абсолютно бесправных рабов.

Интересно сравнить положение женщин в обоих государствах. Афинянки содержались запертыми в домах, на женской половине – гинекее (Геродот писал, что обычай затворничества женщин афиняне заимствовали у персов). Более вольное поведение допускалось только для незамужних гетер. В Спарте женщины были намного раскрепощённее, для девушек, как и для юношей, даже устраивались гимнастические состязания.

Известна легенда о том, что больных младенцев в Спарте сбрасывали с Тарпейской скалы. Археологи не нашли там ни одного детского скелета, только взрослые.

«Миролюбие» и «терпимость» афинской демократии

Демократию в Афинах совершенно неверно отождествлять с либеральной демократией Нового времени. Период торжества демократии в Афинах, при Перикле и позже, характеризовался всплеском агрессивности Афин и террором демоса против инакомыслящих.

Афинский демос всегда был инициатором и вдохновителем империалистических акций Афин, направленных на подчинение и порабощение других греческих государств. Наглядный пример этого представляет история двух Афинских морских союзов – 1-го (V в. до н.э.) и 2-го (IV в. до н.э.).

Возникнув вначале как добровольное объединение независимых греческих полисов в целях совместной обороны от Персии, эти морские союзы всё больше превращались в орудие Афин для достижения своих целей и эксплуатации союзников. Афины беззастенчиво распоряжались на свои нужды казной, собираемой за счёт обязательных взносов союзников. Любые попытки отложиться от союза Афины жестоко подавляли военной силой.

Пелопоннесская война также возникла из-за имперских притязаний Афин. Неудивительно, что большинство полисов в конце концов поддержали Спарту как освободительницу от тяготевшего над всей Элладой гнёта Афин.

При этом демос был крайне консервативной силой, не терпевшей никаких новшеств в сфере мысли и морали. Сам Перикл пострадал от его своеволия, когда его возлюбленная, гетера Аспасия, была обвинена в безбожии. С большим трудом Перикл добился её оправдания в суде. Другу Перикла, философу Анаксагору, учившему о материальности мира, повезло меньше – ему вынесли смертный приговор, и Анаксагору пришлось бежать из Афин. Протагора, заявившего, что «человек есть мера всех вещей», изгнали из Афин, а его сочинения сожгли.

В отмеченных казусах большую роль сыграла ксенофобия афинян – все названные лица были уроженцами других городов Эллады. Но трагическая участь Сократа, иронизировавшего над алчностью и тупостью демоса, показывает, что афиняне не щадили и своих земляков.

Положение разных социальных слоёв

Из учебника по истории древнего мира всем знакома картинка, изображающая народное собрание в Афинах. На ней, в углу, на переднем плане, человек (одетый, в отличие от греков, в штаны) с хлыстом, прогоняет какого-то эллина. К каким социальным слоям принадлежали эти люди?

Человек с хлыстом это явно полицейский. Мало кто знает, что полиция в Афинах состояла из скифов (отсюда и неэллинское одеяние), бывших государственными рабами. А эллин, не имеющий права участвовать в народном собрании, очевидно – метек, то есть живущий в Афинах уроженец другого полиса. При этом львиная доля торговли и ремесла в Афинах (а следовательно и богатств) находилась в руках метеков.

Так что сюжет картинки презабавен – раб прогоняет, возможно, богача. Правда, не простой раб, а государственный.

Тирания якобы была тягостна народу

Древнегреческое слово «тиран», означающее жестокого правителя, пережило века. В действительности оно не имело вначале такого негативного смысла. Что же касается простого народа, то все тираны приходили к власти как вожди простого народа против притеснявших его аристократов.

Очень многие греческие полисы прошли через период тирании, в том числе Афины. Большинство тиранов отметились широкой организацией общественных работ, дававших заработок бедному люду, и возведением красивых монументальных построек. Тиран Писистрат, правивший в Афинах в VI веке до н.э., заложил основы могущества и славы своего города. При нём Афины украсились величественными зданиями и прекраснейшими скульптурами, был учреждён справлявшийся и многие века спустя торжественный праздник в честь бога Диониса.

Кстати, о произведениях искусства. Вопреки общему заблуждению, древнегреческие храмы и скульптуры были расписаны яркими насыщенными красками, а вовсе не были сверкающе белыми, как их нынешние остатки.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Житель Камчатки до смерти забил жену за отказ приготовить плов Эрдоган рассказал, какую скидку предоставила Россия на газ для Турции Волкер обманул надежды Киева: Украине рекомендовано забыть о Донбассе В Госдуме предложили установить памятник Николаю II в Москве Ленточки и листочки: генпрокурор Украины представил «доказательства госизмены» со стороны СМИ

Лента публикаций