Советский мотоцикл М-72: как перед войной у немцев «украли» БМВ

11.11.2018 3:17 3

Советский мотоцикл М-72: как перед войной у немцев «украли» БМВ

В РККА за время Великой Отечественной войны был сформирован 41 мотоциклетный полк, 6 таким подразделениям присвоили звание гвардейских. Однако импортной мотоциклетной техники на фронты ВОВ поставили все же гораздо больше, чем своей: в условиях эвакуации советских заводов в глубокий тыл ее производство оказалось весьма трудоемким.

Как у немцев украли БМВ

Решение о серийном выпуске армейских мотоциклов для Красной армии было принято еще в 1940 году. Для этого просто скопировали и адаптировали для местного производства самый ходовой мотоцикл Вермахта BMW R-71, подходивший по своим техническим характеристикам для условий Советского Союза. Несколько немецких «железных коней» доставили в СССР через Швецию, разобрали по винтику и в Центральном конструкторском бюро по мотоциклостроению (ЦКБМ) создали чертежи отечественного мотоцикла М-72. Буква означала местоположение производства техники (Москва), цифра служила номером поколения, следующего за гитлеровским R-71.
Советские специалисты исследовали химический состав деталей BMW R-71 для эквивалентной замены импортных комплектующих на отечественные. В производстве М-72 были задействованы десятки промышленных предприятий СССР – ЗИС выпускал двигатели, ГАЗ – карданные валы и колеса и т. д. Согласно Постановлению Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 456-189 сс от 4 марта 1941 года на 6 мотозаводах СССР (Московском, Ленинградском, Таганрогском, Харьковском, Ижевском и Серпуховском) в 1941 году планировали выпустить 50 тысяч армейских мотоциклов М-72, АМ-600, ИЖ-9, ИЖ-12 и Л-8 (из них 32 тысячи – М-72).

Почему не выполнили план

Однако только к июлю 1941 года Московский и Харьковский мотозаводы выпустили лишь 571 мотоцикл М-72, а стремительное наступление германских войск ускорило эвакуацию производственных площадей всех профильных предприятий по выпуску данной техники в тыл – в Тюмень, Ижевск, Горький и Ирбит. Большинство рабочих мотоциклетных заводов ушли на фронт, а занявшим их места женщинам и подросткам не хватало квалификации. На новых местах дислокации предприятий часто не доставало самого необходимого – электроэнергии, цехов, станков…
В нормальное русло мотопромышленность в данных условиях вошла только к 1944 году. По оценкам историков, за все время войны в СССР было отправлено в действующую армию около 17 тысяч единиц самой боеспособной мототехники – М-72.

Двухколесный заем за рубежом

Понимая, что отечественная промышленность не справляется с запросами действующей армии в мотоциклах, советское правительство уже в начале 1942 года принимает Постановление ГКО № 1106 сс о закупке в США и Великобритании импортной мототехники с колясками. Предполагалось приобрести 20 тысяч единиц (до конца Великой Отечественной СССР было закуплено почти 30 тысяч западных мотоциклов).
В основном, нам поставляли широко известный «Харлей Дэвидсон» (2/3 от общего количества за всю войну), а также американскую «Индиану», английские «Велосетт» и «Матчлесс». Все они были без колясок, хотя и с боле надежными узлами и механизмами, чем у М-72. Но все равно импортные образцы советские мотоциклисты недолюбливали – в полевых условиях, в отличие от М-72, их ремонтировать было трудно.
Мотоциклы поставлялись по частям и собирались на отечественных мотозаводах. К ним приваривались коляски и добавлялись конструкционные устройства под различное оружие.

На что были способны мотоциклисты РККА

Мотоподразделеия в РККА в Великую Отечественную войну занимались не только и не столько разведкой или какими-либо другими оперативными задачами, напрямую не связанными с боестолкновениями. Мотоциклы официально относились к бронетехнике – трехколесные машины оборудовались под станковый пулемет, на руле мог крепиться ППШ, а на коляске – противотанковое ружье и даже мощный огнемет.
Отдельные мотополки в боевых условиях подчас решали важнейшие боевые задачи. К примеру, 8 отдельный мотоциклетный полк на Юго-Западном фронте в битве за Сталинград в ноябре 1942 года, оторвавшись от основных наступающих сил, проник в глубокий тыл к немцам и больше недели громил гитлеровцев, уничтожив свыше 700 и взяв в плен более тысячи солдат и офицеров противника. Вместе с этим советские мотоциклисты сравняли с землей порядка десятка вражеских хранилищ продовольствия и боеприпасов, в общей сложности ими было уничтожено более 200 автомашин, танки, самолеты, самоходные и противотанковые орудия (свыше десятка единиц каждого вида техники).
Вдобавок, мотоциклетный полк повредил железнодорожные пути и линию связи на ж/д перегоне, из концлагеря советскими мотоциклистами были освобождены свыше 800 наших военнопленных, из которых сформировали несколько партизанских отрядов. И все это при минимальных потерях – у наших мотоциклистов выбыли из строя 26 человек и 3 «железных коня».
Командира 8 омп подполковника Петра Белика за данный рейд наградили Золотой Звездой, а полк получил звание гвардейского.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Запчасти для сельскохозяйственной техники Ученые рассказали, до какого возраста лучше всего изучать иностранный язык Один из самых качественных компрессоров ФСБ назвала причины задержания в Крыму украинского рыболовецкого судна В Перми прохожий зарезал юношу посреди улицы

Лента публикаций