Что ни говори, а наша страна крайне негостеприимна к иностранным завоевателям. Передвигаться по ее территории, задача не из легких. То, осеняя и весенняя распутица размоет дороги, то их занесут снежные сугробы. Не удивительно, что именно в войсках нашей страны первыми в мире появились аэросани, оборудованные пулеметами и броней.
Как ни странно, но первые аэросани в России появились еще до революции. Их серийное производство было развернуто в 1912 году, а уже в Первую мировую войну они отлично зарекомендовали себя на полях сражений в зимний период. Правда, в большинстве случаев эти необычные средства передвижения использовались для разведки, а не ведения боя. Они были быстры, бесшумны и маневренны. Первыми серийными аэросанями в СССР стала модификация под номером НКЛ – 26. При этом надо отметить, что аэросани постоянно совершенствовались. В их конструкции появилась броня, а также пушки и пулеметы. В то же время, между войнами первой половины XX века в условиях крайнего севера аэросани применялись также и в народном хозяйстве. Но массовое применение аэросаней во время боевых действий началось в период Советско-финской войны.
Как известно поля финской войны стали своеобразным полигоном Красной Армии для испытания новых видов военной техники и координации действия советских войск в зимний период времени. Именно здесь впервые были использованы советские тяжелые танки. Однако очень быстро выяснилось, что в зимних условиях на пересеченной местности от них мало пользы. Нужны были легкие, маневренные, хорошо вооруженные машины, способные быстро передвигаться по глубокому снегу. Аэросани, как нельзя лучше подходили для выполнения этой задачи. Первыми в войска поступили гражданские модели аэросаней АНТ – IV, конструкции А.Н. Туполева и НКЛ – 16, конструкции Н.М. Андреева. На них в авральном порядке монтировали пулеметы ШКАС. Тем не менее, наличие легкого вооружения не могло защитить экипаж аэросаней от вражеских пуль и снарядов. Нужна была новая модель аэросаней, защищенная броней. Для решения этой задачи в 1940-м году в стране силами сразу нескольких конструкторских бюро началась разработка патрульных бронесаней, а 11 декабря 1940 года вышло специальное постановление СНК СССР №451СС, в рамках которого были утверждены тактико-технические требования для создания бронесаней весом 3,5 тонны. Ответственную работу поручили ЦКБ – 50, занимавшегося проектированием бронекатеров, а изготовление бронесаней передали на Судостроительный завод №5 НКВД СССР.
Экипаж аэросаней состоял из двух человек. Первый комплект был изготовлен 25 января 1941 года. Самое интересное, что по своей стоимости бронесани оказались сопоставимы с легким танком Т-50. Их длинна достигала 7 метров, а сам механизм больше походил на катер, установленный на две широкие лыжи, чем на сани, в общепринятом понимании этого слова. Корпус аэросаней, действительно был бронированным. В движение аэросани приводились с помощью авиационного двигателя М-103А, мощностью 850 лошадиных сил. В качестве вооружения на бронесани установили танковые башни, разрабатывавшиеся для танка-амфибии Т-40. Фактически бронеросани оказались вооружены лучше иного танка. Они имели: 23-мм автоматическую авиационную пушку и 7,62-мм пулемёт. Но, к сожалению, в ходе испытаний бронесани получили много критических замечаний. Они оказались слишком тяжелыми и очень дорогими, а также плохо себя показали во время передвижения по пересеченной местности. В итоге весной 1941 года было принято решение о начале разработки новых бронесаней на воздушной подушке, которые можно было бы использовать не только зимой, но и летом на реках и озерах. При этом надо отметить, что именно этот проект стал прототипом создания СССР большого семейства катеров на воздушной подушке.