В 2015 году Франция отказалась передавать России предназначенные для нашего флота вертолетоносцы “Мистраль”. После этого Москва решила построить корабли такого класса по собственному проекту, который получил название «Прибой». Чем он отличается от французского аналога?
Строительство двух "Мистралей" для российского флота началось в 2012 году. И уже спустя два года Москва готовилась получить корабли.
И тут в дело вступил геополитический фактор. Соединенные Штаты и Великобритания, не признавшие воссоединение Крыма с Россией и обвинившие Москву в эскалации ситуации на юго-востоке Украины, потребовали от Франции приостановить передачу уже готовых “Мистралей” России. Эпопея с вертолетоносцами тянулась больше года, пока в 2015 году Париж не объявил о расторжении контракта.
Для Москвы это было хоть и неприятно, но все же не критично. Россия не только смогла вернуть внесенную за корабли предоплату, но и получила от французских специалистов техническую документацию и технологию строительства вертолетоносцев. Именно эти документы позволили вскоре приступить к проектированию отечественного аналога "Мистралей".
Макет будущего российского вертолетоносца был представлен уже в 2015 году на военной выставке в Алабино. Разработку корабля взяло на себя Невское проектно-конструкторское бюро. Впрочем, вертолетоносец - лишь одна из спецификаций, что "Мистраль", что "Прибой", это в первую очередь универсальные десантные корабли. Они предназначены для высадки десанта на необорудованное побережье.
Минобороны поставило задачу перед проектировщиками непростую задачу: отечественный корабль должен был не уступать хваленому французскому аналогу, быть одинаково приспособленным как для применения вертолетной авиации, так и десантирования техники и пехоты.
Внешне "Прибой" напоминает своего французского собрата: та же широкая палуба, надстройка по правому борту. При этом длина российского корабля меньше - 165 метров по сравнению с 200-метровым "Мистралем".
Уступает отечественный вертолетоносец и по водоизмещению: у "Прибоя" оно составит предположительно 14 тысяч тонн, тогда как у французского корабля в два раза больше - до 30 тысяч.
По многим другим показателям оба вертолетоносца очень похожи: дальность хода около 12 тысяч километров, максимальная скорость в 20 узлов. Неоспоримое преимущество "Прибоя" - автономность плавания. У нашего корабля она составляет 60 суток, тогда как у французского - 30.
На "Мистрале" могут находиться до 16 вертолетов одновременно, а также 70 единиц техники и несколько сотен пехотинцев. У "Прибоя" количество вертолетной техники меньше: на борт он может взять до восьми единиц Ка-52 или Ка-52К с бортовой радиолокационной станцией дальностью до 80 километров.
Не исключено, что на российском судне будут базироваться и корабельные вертолеты Ка-27, который может выполнять в том числе функции поисково-спасательной машины. Есть вероятность, что на "Прибое" разместят беспилотники "Чирок", правда, точное их количество пока неизвестно.
Что касается транспортных возможностей "Прибоя", то он способен перевозить до 500 десантников и около 60 единиц техники, включая танки. Защищать корабль будут зенитно-ракетные комплексы "Панцирь-М".
В начале 2016 года представители ВМФ России отмечали, что строить российские вертолетоносцы вряд ли начнут раньше 2018 года. А буквально несколько недель назад вице-адмирал Виктор Барсук заявил, что построят их уже после 2020 года.
Программа состоит из двух частей - проектирование и непосредственно постройка "Прибоев". Предполагается, что будет два судна, одно из которых назовут по имени самого проекта. По некоторым данным, его стоимость составит около 40 миллиардов рублей, флот получит его к 2025 году.
Семь лет - достаточно большой срок, тем не менее, по сообщениям СМИ, на заводе "Северная верфь" в Санкт-Петербурге, уже вовсю идет возведение крупнейшего эллинга (помещения для строительства судов) высотой 75 метров, который станет действовать уже со следующего года.