Строители петербургского метро вновь бастуют. Зарплаты задерживают сразу в нескольких СМУ.
За месяц до старта чемпионата мира по футболу, 17 мая, премьер-министр Дмитрий Медведев проинспектировал новую станцию петербургского метрополитена «Новокрестовская». Оценив проделанную метростроителями работу на «пять баллов» и поблагодарив их за своевременное возведение важного объекта в преддверии ЧМ-2018, глава кабмина завещал продолжать в том же духе, учитывая значимость метро для транспортной системы Северной столицы.
Между тем, как оказалось, продолжать в том же темпе готовы не все. Пока одни сотрудники «Метростроя» улыбались на камеры в вестибюле «Новокрестовской», другие бастовали под землей, ожидая своих зарплат.
Первый громкий скандал разразился вокруг «Метростроя» в марте, когда сотрудники ЗАО «СМУ-11 Метрострой» (подрядчик ОАО «Метрострой») прекратили прокладывать тоннель между станциями «Театральная» и «Горный институт» на Лахтинско-Правобережной линии. После полугодовой задержки денег 30 рабочих направились писать заявление в прокуратуру.
«Мы приостанавливаем работу в связи с тем, что нас продолжают водить за нос. Ни копейки нам так и не заплатили – за ноябрь, декабрь, январь», - заявил тогда в сюжете «Пятого канала» сотрудник СМУ-11 Алексей Фальк.
Позднее информацию подтвердили в ОАО «Метрострой». Всю ответственность за ситуацию возложили на руководителя строительного управления Андрея Морозова, обвиненного в уклонении от налогов. По версии следствия, бизнесмен не доплатил в казну государства 719 млн рублей. Счета возглавляемой им организации были арестованы. Сам Морозов – тоже. Правда, позднее его выпустили под залог.
После обращения работников СМУ-11 трудовая инспекция выявила задолженность по зарплатам за сентябрь - декабрь 2017 года на сумму более 76 млн рублей. В пресс-службе «Метростроя» тогда заявили, что деньги выплатят в самое ближайшее время. В виду того, что счета подрядчика арестованы, была выработана особая схема с привлечением Службы судебных приставов. Все средства по требованию ФССП должны были перечисляться на спецсчет, с которого предполагалось осуществлять выплаты всем сотрудникам СМУ.
Фото: vk.com/club2307591 - СМУ-11 Метрострой
Отреагировали на скандал и в администрации Петербурга. Почти сразу с бастующими встретился председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Сергей Харлашкин (именно этот комитет выступает заказчиком строительства Лахтинско-Правобережной линии). Уже на следующий день СМИ сообщили о том, что на счета сотрудников СМУ-11 начали перечислять первые деньги, и работы на ветке возобновились. В администрации заявляли, что будут следить за ситуацией.
Спустя два месяца на вопрос «ПолитЭксперта» о том, решена ли проблема с зарплатами, сотрудники СМУ-11 отвечают:
«Деньги снова задерживают, и претензии есть. Сегодня тем, кто работает, поступила зарплата за март. То есть с задержкой почти в два месяца. Мы планируем обращаться к президенту».
Свои беды работники обсуждают в специально созданном паблике «ВКонтакте». Судя по переписке, о ситуации знают и в администрации города, и в прокуратуре, но это мало что меняет. В бухгалтерии СМУ-11 все вопросы переадресовывают судебным приставам, а председателя КРТИ Харлашкина постоянно нет на месте.
PrtScr: vk.com/club2307591 - СМУ-11 Метрострой
Отчаявшиеся жены метростроителей планируют добиваться денег пикетами, а также продумывают письмо президенту, сомневаясь в том, что проблему удастся решить без его помощи.
PrtScr: vk.com/club2307591 - СМУ-11 Метрострой
Между тем, по информации источников «ПолитЭксперта», которые пожелали остаться неназванными, задержки зарплаты есть не только в СМУ-11, но и в других управлениях «Метростроя». Там люди тоже бастуют, прекращая работу время от времени, пока не получат хотя бы частичные выплаты.
Со слов одного из сотрудников, о регулярных проблемах с деньгами слышно в 9-м, 15-м, 17-м и 20-м управлениях.
Эти СМУ, по информации источника, ведут строительство Красносельско-Калининской линии (новая ветка, на схеме метро коричневая) и станций во Фрунзенском радиусе (от «Международной» и ниже на юг).
«А вообще я полагаю, что во всех управлениях, просто разные сроки», - добавил собеседник ПЭ, выразив мнение, что Морозов в истории со СМУ-11 оказался в некотором смысле «козлом отпущения», не сумевшим в нужное время найти деньги.
Забастовки, как правило, носят локальный и цикличный характер.
«При задержке зарплаты более чем на 15 дней (а это довольно часто) люди просто отказываются работать. Человек приходит на рабочее место, переодевается, спускается в забой (на глубину производимых работ) и просто демонстративно ничего не делает. Или, к примеру, играет в карты. До тех пор, пока не выплатят зарплату или хотя бы ее часть, как чаще всего и бывает. Перед забастовкой люди подписывают коллективное письмо руководству, оповещая о том, что они отказываются работать, т.к. не получают зарплату. Затем кто-то из них доносит бумагу к гендиректору и работа прекращается. После поступления денег работы возобновляются», - описал процесс источник ПЭ.
Фото: vk.com/club2307591 - СМУ-11 Метрострой
Распределением средств, по его словам, занимается головное управление (ОАО «Метрострой»).
Справка: ОАО «Метрострой» участвует в тендерах на строительство и получает финансирование от заказчика в лице администрации Петербурга, а потом распределяет работы между своими управлениями, которые выполняют роль подрядчиков-исполнителей.
По словам опрошенных ПЭ специалистов, многие технологические операции в метростроении - процесс непрерывный, и даже непродолжительная остановка производства может повлечь з собой неприятные последствия. Насколько критичными они могут быть, зависит от вида выполняемых работ.
Кроме того что отсрочки грозят несвоевременным введением станций в строй, при паузах длительностью более месяца или двух возникают опасности с точки зрения несущей способности, отметил в беседе с ПЭ завкафедрой «Тоннели и метроплитены» Петербургского госуниверситета путей сообщения Александр Ледяев.
К примеру, забастовки в СМУ-11, строившего объект прямо под Невой, могли поставить под угрозу даже целостность Мариинского театра, писали в СМИ.
После долгого простоя проходочного щита в тоннеле его начинают сдавливать породы, и с каждым днем возрастает риск того, что запустить аппарат уже не удастся. Весьма недешево обходится и простой дорогостоящей техники. Таким образом, задержки зарплат приводят к увеличению стоимости строительства.
Фото: vk.com/club31938 - СПб Метрострой
На вопрос о том, почему люди сидят без денег, в пресс-службе Комитета по развитию транспортной инфраструктуры администрации Петербурга «ПолитЭксперту» заявили, что «со стороны государственного заказчика никаких задержек нет и не было - все выплачивается вовремя, в том числе уже проведены авансовые платежи». Все вопросы на этот счет КРТИ переадресовал в ОАО «Метрострой».
В ответ на официальный запрос комментарий из «Метростроя» к моменту публикации так и не поступил.
Редакция ПЭ будет следить за развитием ситуации.