Конфликт вокруг острова Тузла в Керченском проливе Азовского моря был вызван как политическими, так и экономическими причинами – Украина могла в одностороннем порядке взимать плату за проход кораблей по единственному в районе косы Тузла судоходному каналу. В конечном итоге точку в вопросе территориальной принадлежности острова поставила российская сторона, объявив о принадлежности Тузлы и Керченского пролива России.
В январе 1941 года Тузлу включили в состав Крымской автономной советской социалистической республики. Через 14 лет коса Тузла как часть Крымской области была передана Хрущевым Украине, и с того времени до «самостийности» этого государства считалась украинской территорией.
Проблемы бы не возникло и при параде суверенитетов бывших союзных республик, случившегося после распада СССР. Однако Украина монополизировала право на пользование единственным морским судоходным участком, разделявшим Тузлу и Крымский полуостров. Фактически государство получило эксклюзивную возможность устанавливать размер стоимости прохода всех судов в этом месте, включая российские. Соответственно, эта особенность в любой момент могла обернуться и немотивированным отказом в прохождении через судоходный участок.
Активная фаза борьбы за косу Тузла началась в начале нулевых. В 2003 году власти Краснодарского края инициировали работы по строительству дамбы, которая начиналась от Таманского полуострова и подходила к пограничному острову Тузла. Объяснение возведения гидротехнического сооружения сводилось к тому, что оно будет предотвращать размывание косы Тузла и береговой полосы Таманского полуострова. Дамбу достроили почти до госграницы Украины (государство обозначило ее в свое время в одностороннем порядке) – осталось немногим более 100 метров. Путин осенью того же года встречался с Кучмой. Но обоюдной договоренности о российско-украинской границе и пользовании спорным участком Азовского моря тогда главам государств достичь не удалось.
Спустя два года после очередных российско-украинских переговоров украинская сторона сообщила, что Россия подтвердила факт принадлежности Украине косы Тузла и окружающей ее акватории. Но российское Министерство иностранных дел, отвечая на данное заявление, в очередной раз подчеркнуло неопределенный правовой статус Тузлы.
После фактического присоединения Крыма к Российской Федерации в марте 2014 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по вопросу Керченского пролива однозначно заявил: обсуждать больше нечего – и Тузла, и пролив – теперь российская территория. С лета того же года ведется работа по возведению Крымского (Керченского) моста через пролив, который должен соединить Керченский и Таманские полуострова через остров Тузлу и Тузлинскую косу. Через год планируют запустить автомобильную, а в декабре 2019 года – железнодорожную часть моста.