Многих современных жителей нашей страны удивляет, что в составе монгольских войск с самого первого похода этих завоевателей в Восточную Европу сражались русские бродники. Некоторые историки считают их предшественниками казаков. Во всяком случае, это были люди, бежавшие на юг, не желая подчиняться воле князей и бояр. Как же они могли примкнуть к завоевателям и выступить вместе с монголами против русских дружин?
Бродники – этносоциальная группа, состоявшая из славян и представителей некоторых других народов, населявших донские степи и Северное Причерноморье. Даже само название этих людей произошло от глагола «бродить» (странствовать, скитаться).
Считается, что основу бродников составляли русские вольные люди, не пожелавшие становиться холопами и подавшиеся за пределы родных княжеств. Возможно, часть из них, как впоследствии и некоторые казаки, бежали на юг от уголовного преследования.
О происхождении бродников среди ученых ведутся жаркие споры. Некоторые историки полагают, что в состав данной этносоциальной группы помимо славян входили представители тюркоязычных народов, аланов, хазар или даже болгар. А византийский автор Никита Хониат (1155-1213 гг.) в своем главном труде «История» указывал, что бродники являются потомками издавна живших на этих землях тавроскифов.
Как и многие другие этнографы, Лев Гумилев (1912-1992 гг.) считал, что остатки жителей Хазарского каганата смешались со славянским населением, образовав к югу от Руси сплоченные поселения, способные давать организованный отпор многочисленным соседним племенам. А затем к бродникам стали бежать русские крестьяне, мечтающие жить вольно и не гнуть спины при виде барина. Так и появились казаки.
Известный историк Василий Татищев (1686-1750 гг.) в своих трудах называет бродников одним из русских племен, решившим жить обособленно. Дескать, поэтому они перебрались на юг, подальше от официальных властных структур.
И есть высокая вероятность, что в XII-XIII веках эти люди могли оставаться язычниками.
Однако среди ученых немало и тех, кто откровенно негативно оценивал представителей данной этносоциальной группы. Бродников считали беспринципными наемниками и головорезами, которые готовы служить любому, кто заплатит хоть немного.
Например, Николай Карамзин (1766-1826 гг.) – автор знаменитой «Истории государства Российского» – называл бродников скопищем русских, финно-угорских и венгерских бандитов. Якобы этим людям просто не хотелось честно пахать землю, вот они и подались на свободные земли, чтобы повоевать и пограбить всех, кто попадется. Поэтому и к монголам примкнули без зазрения совести.
С Кармазиным был согласен и его коллега Сергей Соловьев (1820-1879 гг.) В своем научном труде «История России с древнейших времен» автор указал, что бродники были организованной преступной группировкой, сражавшейся то на стороне русичей, то на стороне половцев. В зависимости от того, чью сторону принять выгоднее.
Иностранные путешественники также оставили негативные воспоминания о встречах с бродниками. Так, фламандец Гильом де Рубрук (около 1220 – около 1293 гг.), представитель монашеского ордена францисканцев, в середине XIII века побывал в ставке монгольского хана Батыя, сделав это по приказу французского короля Людовика XI. Фламандец написал, что бродники – это всякий сброд, кучка воинственных отщепенцев, готовых служить тому, кто больше заплатит.
Многие современные отечественные историки также склонны считать представителей данной этносоциальной группы беспринципными наемниками. Например, автор книги «Русские люди в Золотой Орде» – старший научный сотрудник Института археологии РАН Марина Полубояринова – полагает, что первоначально участие русских в военных походах монгольской армии было принудительным, а позднее на стороне захватчиков сражались лишь те, кто добровольно нанимался в ордынскую армию.
Так или иначе, а бродники явно были профессиональными военными, участвовавшими во многих битвах. И будучи хорошо организованными, они проводили независимую внешнюю политику, учитывая собственные интересы, в первую очередь.
Во многих русских летописях говорится об участии бродников в междоусобных войнах, которые вели друг с другом русские князья. Черниговская дружина, например, при поддержке наемников частенько совершала набеги на земли соседей, а рязанцы порой пользовались военной поддержкой половцев.
Земли бродников, видимо, простирались в XIII веке вплоть до Румынии. Известно, что их армия в 1217 году помогла болгарскому царевичу Ивану Асеню II занять престол. Дело в том, что законный наследник был вынужден бежать с родной земли от гонений, начавшихся после коронации царя Борила.
Пожив среди половцев, а затем и в Галицко-Волынском княжестве Иван Асень II вместе с бродниками вернулся в Болгарию и осадил город Тырново. Через 7 месяцев вооруженного противостояния столица пала. И уже в 1218 году опальный царевич был коронован.
Судя по обрывочным летописным сведениям, бродники часто противостояли половцам, регулярно отстаивая свои земли от поползновений воинственных соседей.
Не исключено, что именно желание расквитаться с врагами за причиненные обиды толкнуло бродников на союз с монголами. Находясь ситуации жесткого противостояния с дружинами русских князей, половцами и другими соседями, бродники могли воспринять подошедшие чужеземные войска как своеобразный шанс на возмездие.
И все равно вызывает удивление, как быстро монголы, никогда прежде не знавшие о существовании возможных союзников, нашли общий язык с жителями южных окраин Руси. Как минимум, между войсками захватчиков и местными людьми должно было возникнуть недоверие. Но ничего подобного. С первой же встречи бродники влились в армию чужеземных завоевателей без каких-либо эксцессов.
Как известно, Чингисхан лично не участвовал в первом монгольском походе в Восточную Европу. Он отправил полководцев Субэдэя-багатура и Джэбэ-нойона с их войсками на запад, эта военная кампания продолжалась с 1221 по 1224 годы. О Руси монголы практически не имели никакого представления, они собирались сразиться с половцами.
Так или иначе, а в конце мая 1223 года на реке Калке (территория современной Донецкой области) произошло крупное сражение. Согласно летописям, объединенные русско-половецкие войска бились с монголами и примкнувшими к ним бродниками. 31 мая битва завершилась полным поражением княжеских дружин и их союзников.
Ипатьевская летопись упоминает воеводу бродников, которого звали Плоскыня (Плоскиня). В историческом документе говорится, что этот военачальник прославился своим коварством. Так, именно он обманом выманил киевского правителя Мстислава Романовича вместе с двумя турово-пинскими князьями из ближайшей крепости, а затем предал главу русских войск в руки монголов.
Читайте также: Какой вклад в военное искусство сделали русские
Плоскыня сознательно пошел на такой поступок. Для подобных действий необходимы веские основания. Не исключено, что воевода бродников руководствовался личной местью за какие-то прошлые обиды.
Кроме того, вышеупомянутый Плоскыня хорошо знал тактику и стратегию русско-половецких войск. Вполне вероятно, что его боевой опыт помог монголам одержать победу в битве на Калке.