После принятия Русью православия, детей стали крестить в честь христианских святых, то есть давали им греческие и иудейские имена. Как правило, ребенка называли именем того святого, в день которого он появился на свет, либо брали ближайший праздник. Именно в это время на Руси появилось имя Иван, сокращенное от еврейского имени Иоанн, что значило «Яхве смилостивился». Имя это неожиданно получило на Руси такое распространение, что начиная со Средних веков и доныне, все русские в глазах иностранцев стали иванами.
Само имя Иоанн впервые встречается в Новом Завете — его носит предшественник Христа, «предуготовляющий ему пути» пророк Иоанн-Предтеча. Второй человек, носящий такое же имя, замыкает своим повествованием Новы Завет, – это автор «Откровения» Иоанн -Богослов.
Имя распространялось постепенно, например, в литературных источниках начала XI века встречается Иван Козарин — воевода князя Святополка, воеводу киевского князя Владимира II Мономаха звали Иоанн Войтешич, его тезкой был воевода киевского князя Всеволода Ольговича; в 1115 году жил черниговский боярин Иван Чудинович, одного из сыновей полоцкого князя Рогволода звали Иваном; это имя встречается у галицких князей, в Новгороде, где одного из посадников звали Иванька Павлович, наконец, Иваном именовали князя Звенигородского и Галицкого Берладника; князь Туровский, сын Юрия Ярославича тоже был Иваном.
Долго время имя оставалось мало распространенным, что странно, ведь в Святом писании оно встречалось в чаще других имен: в Реймском Евангелие упоминается два праздничных дня Иоанна Предтечи, еще два праздника в честь Иоанна Златоуста, один праздник посвящен – мученику Иоанну, а всего же имя Иоанн упоминается 49 раз, а имя, например, Павла, только 26.
Каждый святой Иоанн отвечал за конкретную область жизни христианина. Иоанна-воина молили о сохранении от убийц и грабителей, Дамаскина – от болезней ног, Богослова просили о сохранении чистоты, Иоанна Милостивого — об избавлении от нищеты.
В начале 12-го века на Руси были поставлено всего несколько церквей во имя Иоаннов — одна в Киеве, одна в Новгороде, одна в Переяславле. И все-таки имя Иван стало популярным на Руси после 12 века. Что же произошло в это время?
На рубеже 11 и 12 века в Мстиславовом Евангелии добавляется еще семь имен святых Иоаннов. Если до этого были известны Иоанн Постник, Иоанн Дамаскин, святой Иоанн, сын Ксенофонта, Иоанн бессребреник и Иоанн III Схоластик, то теперь к ним добавились Иоанн Милостивый, прп. Иоанн Кущник, Лествичник, юродивый Иоанн, Иоанн-воин.
Распространение имени Иван связывают с жизнью Ивана I Даниловича Калиты, князя Московского, Великого князя Новгородского и Владимирского, итогом правления которого стала спокойная жизнь Московского княжества (Иван Калита сумел наладить отношения с ордынскими ханами), рост благосостояния населения, отсутствие войн и набегов, усиление влияния Москвы на северные земли и присоединение новых земель путем обмена и династических браков дочерей.
Московский историк и генеалог Максим Оленев, связывает распространение имени Иван на Руси с родовыми именами князей. Он указывает, что московские князья никогда не называли детей именами соперников, то есть в Москве не могло появиться князя Михаила, Константина или Олега – такие имена в XII—XIII веках носили князья в Твери. Кроме этого, давая наследнику имя, князья часто давали понять, что ждут от ребенка. Отец Ивана Калиты назвал старших родовыми именами Юрий, Александр (в честь деда Александра Невского) и Борисом, четвертого назвал Иваном, а младшего и вовсе — Афанасием. Свою роль в выборе имени сыграла и церковь Иоанна Предтечи, которая была возведена на территории Кремля в XII веке, в честь которого и крестили Калиту. К слову сказать, московские князья — единственные, кто с XII века стал давать сыновьям церковные имена.
В 1326 году у Калиты родился сын, которого нарекли Иваном в честь Иоанна Лествичника, и в честь покровителя сына Калита воздвиг в Москве первый храм с колокольней. Церковь была прозвана Ивановской и надолго стала памятником семье Калиты — освятили храм в день Симеона Столпника, который был святым второго сына Калиты – Семена.
Так Иван Калита положил начало почитанию Иоанна Лествичника — автора знаменитой «Лествицы» — руководства к нравственному совершенствованию христианина. С именем этого святого и с потомками Калиты связывают распространение на Руси имени Иван.
Есть еще одна версия распространения имени Иван, которую связывают со списками Откровения Иоанна Богослова. Само Откровение было переведено на церковно-славянский в IX веке. Как пишет историк Анатолий Шевеленко, списки обычно дополнялись толкованиями Андрея Кесарийского или других авторов, часто в текст включали и житие апостола Иоанна. К несчастью, грамотных иереев в те времена было мало, бывало, что «Откровение» толковали кто как хотел, что способствовало появлению лже-проповедиков и появлению сект, ждущих конца света.
Именно с влиянием «Откровения», быть может, часто искажавшегося при частых переписываниях, связывают распространение на Руси имени Иоанн.
Популярность имени Иван стала падать в России с приходом к власти большевиков. Если до революции на тысячу младенцев имя Иван давали 246 детям, то в 1920 году на тысячу детей было уже только восемнадцать Иванов, а в 1960 году — шесть.