Донские казаки, населявшие территорию современных Ростовской и Волгоградской областей, представляли собой военизированное сословие, охранявшее рубежи родины. До сих пор учёные не пришли к единому мнению относительно этнического состава донцов, усматривая у них кровь самых разных народностей.
Согласно миграционной теории Соловьёва донские казаки являются потомками вольных русских людей, в XIV−XV веках нанимавшихся на работы в разных уголках Руси. Несвязанные обязательствами они свободно перемещались с места на место, ища лучшую долю.
В рамках этой версии историки расходятся во мнениях, кем по роду занятия были выходцы из русских княжеств, заложившие основу казачества. Варианты разнятся от разбойников, бежавших от правосудия, до первопроходцев и старообрядцев.
Поскольку слово «казак» имеет тюркские корни, и обозначает независимого человека-кочевника, ведущего отшельнический образ жизни, существуют версии, о татарском происхождении донских казаков.
Так профессор Вельяминов-Зернов прямо ассоциирует казака с «простым татарином», практически то же самое говорит и немецкий учёный Штекль, с одной лишь разницей, что, по его мнению, донские казаки, были татарами выкрестами.
Историк Татищев предполагал, что донские казаки являются потомками касимовских татар, живших в Мещере, до тех пор, пока Иван Грозный не наводнил город ногайцами. Не желая делить вотчину с посторонними, мещерские казаки начали переселяться на вольные берега Дона.
При правлении Петра I строительство оборонительных укреплений вдоль рек и границ государства стало основой государственной политики, а поэтому были предприняты действия по расселению татар-мишарей на Дону, где к ним, по мнению Р. Г. Скрынникова, присоединялись русские.
Этнолог Гумилёв предполагал, что донское казачество возникло после монголо-татарского вторжения на основе смешения русскоязычной тюрко-славянской народности бродников и касогов, которые бежали с Кубани на Дон.
Устрялов усматривал у донских казаков русско-азиатские корни, а другие считали их потомками связи русских с черкесами.
Определённая группа исследователь сходится во мнении, что донские казаки являются автохтонным населением, так называемого Дикого Поля, предками которых были праславянские племена.
В одном направлении развивали идеи Забелин и Савельев, считавшие донских казаков потомками смешанного этноса, с древнейших времён до начала второго тысячелетия н. э. заселявшего берега современных казачьих рек.
Согласно их версии в крови донских казаков течет кровь гетов и скифов, сарматов и хазар, массагетов и готов, бастарнов и прочих племён, осуществлявших миротворческую функцию между оседлым и кочевым населением этих мест. Впоследствии, когда в силу исторических обстоятельств им пришлось покинуть эти места и поселиться в разных уголках Руси, они поддерживали свою внутреннюю организацию, сохраняя воинские традиции праотцов. И когда в XV веке, волею судьбы им опять открылся путь на историческую родину, они вернулись и основали донское казачество.
В работе «История Руси и русского Слова» Кожинов констатирует, что на оговорённой территории русские племена впервые упоминаются в VIII−IX веках, когда они были вытеснены отсюда хазарами, но спустя два века возвратились вновь.
Для того чтобы определить этническое родство донских казаков современные учёные обратились к генетическому анализу. Взяв для тестирования биологические материалы казаков и народностей, в родственной связи с которыми они подозреваются, генетики выяснили их сходство с населением Белгородской, Воронежской, Курской и Орловской областей России.
Вместе с тем обнаружилось, что генофонд казаков имеет точки соприкосновения с ногайцами и почти полностью отличается от ДНК кавказских народов.
Это обстоятельство подтвердило миграционную гипотезу этногенеза донских казаков от восточных славян, к которым в определённый исторический период присоединились тюркоязычные популяции.
Специалист по донскому казачеству Савельев в начале XX века заключал, что население Дона по своим внешним параметрам отличается как от великороссов (русских), так и от малороссов (украинцев), составляя отдельную группу с ярко выраженными характеристиками. По его мнению, особенности их внешности и строения тела столь индивидуальны, что даже если казак переоденется в национальную одежду другого этноса, его всё равно без труда можно будет идентифицировать.
Однако советский исследователь антропометрических параметров донского казачества Бунак пришёл к выводу, что их общий типаж при масштабном сравнении сопоставим с тем, что превалирует на территории русской равнины.
Но вместе с тем у донских казаков есть особенности, позволяющие подразделять их по антропометрии на три группы: великороссы, малороссы, смешанные.
Доминирующее число донских казаков можно смело причислить к типу великороссов, поскольку в своём внешнем облике они воплощают черты, свойственные общерусскому типажу. Светлые волосы и окладистая борода, прямой нос и большой рот, широкое лицо и разрез глаз, глаз, также как строение черепа и высокий рост сближает донских казаков с населением самых разных районов России, в особенности средней Волги.
Донские казаки, относящиеся к типу малороссов, являются потомками переселившихся на Дон в далёком прошлом днепровских черкас. Основными чертами их облика является средний рост, более смуглая пигментация кожи, темные волосы, круглая голова, короткий или толстый нос с горбинкой, жгучие глаза, нависший лоб, длинные ноги, короткий стан.
Разнообразные комбинации из характерных антропометрических признаков двух вышеописанных типажей составляют смешанный тип донских казаков.
В их внешности перемежевались как великорусские, так и малорусские признаки, поэтому среди них легко встретить блондинов со специфическим южным профилем. Они умеренно высокорослы, имеют высокий лоб и круглую голову, темно-русые волосы и маленький подбородок.
Менее распространёнными являются три второстепенных антропометрических типа донцов – татарский, калмыцкий и еврейский.
Считается, что основная часть казаков с татарскими чертами, такими как выпуклый лоб, смуглое широкое скуластое лицо и короткие кривые ноги, произошла от тюрков, перешедших в православную веру.
Калмыцкий тип возник от смешения генотипов калмыков и казаков, и характеризуется красивыми, но широкими лицами, главным образом у представительниц слабого пола.
Донские казаки, принадлежащие к еврейскому антропологическому типу не отличимые от горских евреев северо-восточного Кавказа.
Во внешних данных этой категории казаков прослеживаются такие признаки как долговязость, семитический нос, покатый лоб, большой затылок, тёмные волосы, рыжая борода и веснушки.