В России живут представители порядка 200 народов. Численность некоторых из них настолько мала, что не дотягивает и до сотни. О существовании большинства таких этносов многие россияне даже не подозревают.
Данный российский этнос по численности самый уникальный: 7 лет назад данные официальной статистики свидетельствовали, что в нашей стране остался только один юг (остяк), способный говорить на своем диалекте. Раньше представители этого малочисленного народа жили в Сибири (в Туруханском крае, в районе Енисея), селились в берестяных чумах или в полуземлянках, промышляли охотой и рыболовством.
От этого битого судьбой российского народа, проживавшего на Чукотке, осталось всего 8 человек (по данным переписи 2002 г.). В XVIII веке совершенно невоинственным керекам, занимавшимся охотой на морских животных и рыболовством, сильно досталось от коряков и чукчей, которые к тому же воевали между собой. Кереков притесняли и те, и другие: мужчин убивали, а детей и женщин уводили в полон.
Многочисленные разбойные нападения, а также эпидемии болезней резко сократили количество представителей этого народа. К началу ХХ века насчитывалось немногим более 100 кереков, которые к этому времени практически полностью ассимилировались с чукчами.
Черкесогаи – яркий пример рождения самостоятельного этноса путем смешения двух народностей – армян и адыгов. Черкесские армяне начали массовое переселение на территорию Северо-Западного Кавказа в первой половине XIX века, именно ими был основан город Армавир. Первые же переселенцы-армяне, спасаясь от засилья Османской империи, бежали из Крыма на эти земли еще в XVI веке.
Переняв у коренных жителей этих земель обычаи и нравы и заговорив на черкесском (адыгском) языке, переселенцы-армяне тем не менее остались христианами. Вместе с тем взаимопроникновение культур двух этносов способствовало появлению самостоятельной народности – горских армян (черкесогаев).
Самые известные представители этого этноса – первый миллионер в СССР Артем Тарасов и знаменитый французский писатель Анри Труайя (Левон Тарасов).
История малочисленных народов России на примере финно-угорского этноса водь в очередной раз подтверждает мысль, что абсолютно неконфликтные по отношению к другим народности чаще всего подвергаются жесточайшим гонениям и массовому истреблению. Появление води на территории современной России (в основном район границы Эстонии и Ленинградской области) историки относят к I–IV векам нашей эры. Для представителей этноса было характерно занятие земледелием, рыболовством и животноводством. В советское время численность этого народа сильно сократилась из-за войны. После Великой Отечественной население води стали насильственно расселять по другим областям, в частности, отправляли в Сибирь. На историческую родину представители этой народности вернулись только в середине 1950-х годов. К 2010 году в России насчитывалось немногим более 60 человек, сохранивших принадлежность к води, больше половины из них живут в Ленинградской области.
В первой половине XIX века Уссурийский край начали активно осваивать китайцы. Их в этой местности поначалу интересовал главным образом женьшень. А потом они обратили внимание на удэгеек и нанаек. В результате смешанных браков стали рождаться метисы, которых китайцы называли да-цзы (туземец, абориген). Русские переиначили это слово на свой лад, получилось тáзы. Общался этот народ на севернокитайском языке. Тазы вели преимущественно оседлую жизнь и занимались огородничеством. При советской власти их пытались депортировать с Дальнего Востока. Но за них вступились этнографы, и часть этноса осталась в СССР. Сейчас в Приморье живут порядка 300 тáзов. В основном все они говорят на русском языке.