У многих античных авторов упоминается народ пеласгов, населявший разные области древней Греции до прихода туда самих греков. До сих пор неизвестно, что это был за народ.
Пеласги как союзники Трои впервые упоминаются ещё в «Илиаде» Гомера (VIII в. до н.э.), рассказывающей о событиях предположительно XII века до н.э. Жили они, предположительно, в Фессалии. В «Одиссее» Гомера названо ещё одно место обитания пеласгов – остров Крит.
У Гесиода, Гекатея Милетского, Эсхила, Павсания и многих других авторов, пеласги неоднократно упоминаются в самых разных аспектах, в том числе в легендарном ключе. По одной из литературных версий, приведённой у Павсания в «Описании Эллады» (II в. н.э.), Пеласгом звали древнейшего родоначальника населения Греции. Ранее, в V веке до н.э., драматург Эсхил назвал Пеласгом древнего царя в Аргосе на Пелопоннесе.
При сопоставлении разных известий античных писателей выявляются несколько совпадающих мест, где, по-видимому, присутствие пеласгов в глубокой древности было бесспорным. Оно подтверждается у двух и более авторов. Это Арголида и Аркадия на Пелопоннесе, Лемнос и ещё несколько островов в Эгейском море, Фессалия, Эпир. В Эпире, в Додоне, издревле находилось почитаемое в Элладе святилище Зевса Пеласгийского с оракулом, сравнимым по авторитету с оракулом Аполлона в Дельфах. По свидетельству Геродота, в Аттике тоже жили пеласги, и предки афинян, до того, как стали говорить по-гречески, были пеласгами.
Вместе с тем, в те времена, о которых сохранились сведения у античных авторов, пеласги нигде не составляли крупного этнического массива, а жили анклавами вперемежку с другими народами, в том числе с племенами самих греков.
Про то, что некогда пеласги имели более широкое распространение, можно судить по высказыванию Геродота (середина V в. до н.э.) о том, что ранее Эллада называлась Пеласгией. Фукидид (конец V в. до н.э.) также говорит, что прежде чем некий Эллин, сын Девкалиона, дал название всей Элладе, «названия ей давали по своим именам отдельные племена, преимущественно пеласги». Из этих указаний, однако, не следует, что пеласги когда-то населяли всю Грецию или были в ней господствующим народом.
Из указаний Геродота следует, что пеласги составили этнический субстрат одного из древнегреческих племён – ионийского, ветвью которого были и афиняне: «Ионяне первоначально были пеласгийского происхождения». Геродот привёл предание о том, что некогда афиняне, принадлежавшие уже к эллинскому племени, позавидовав трудолюбию и достатку пеласгов, всё ещё проживавших в Аттике, изгнали их на остров Лемнос,. Он же говорит о том, что «до своего объединения с пеласгами эллины были немногочисленны». Все эти свидетельства могут быть истолкованы так, что большинство эллинов во времена Геродота были никем иными, как эллинизированными пеласгами.
О роли пеласгов в культуре древней Греции позволяют судить свидетельства «отца истории» о том, что почти всех своих богов, за немногими исключениями, греки заимствовали либо у пеласгов, либо у египтян, но через посредство пеласгов. Роль главного центра передачи священных знаний от пеласгов грекам сыграл, по взглядам Геродота, всё тот же храм Зевса в Додоне.
Памятником высокого градостроительного мастерства пеласгов до нашего времени служат остатки стен Афинского Акрополя, окаймляющие более поздние постройки, возведённые уже в классических Афинах. Если принять версию Геродота о том, что афиняне – эллинизированные потомки пеласгов, то других кандидатов на строительство этих стен и фундаментов не остаётся. С большой степенью вероятности к наследию пеласгов следует отнести памятники мегалитической архитектуры Микен, а также, возможно, какие-то сооружения древнейшей цивилизации Крита.
По свидетельству Геродота, пеласги говорили на «варварском» языке, то есть весьма далёком от греческого. Отождествить это язык с каким-либо известным очень трудно, так как сохранился только один предположительный памятник пеласгийского языка – стела на острове Лемнос с изображением воина (VI в. до н.э.). Пеласги жили на Лемносе ещё в конце VI века до н.э. и были изгнаны оттуда в результате военно-морской экспедиции Афин. Надпись сделана одним из вариантов раннегреческого письма, но на языке, близком к этрусскому. Надпись легко читается, но что она означает – совершенно непонятно, ибо, за редкими исключениями, неизвестны значения слов самого этрусского языка!
Фукидид называл пеласгов также тирренами – словом, которым у ряда других позднейших авторов именуются этруски, жившие в древней Италии и много давшие культуре древнего Рима. Таким образом, можно считать, что пеласги и этруски – один и тот же народ или два близкородственных народа. Однако это ничего нам не даёт, ибо происхождение и генетические связи этрусков не менее загадочны, чем пеласгов!
О происхождении пеласгов существует несколько более или менее аргументированных гипотез. Одна из них утверждает, что пеласги-тиррены были потомками древнейшего населения как Греции, так и Италии. Вторжения волн индоевропейцев на Балканский и Апеннинский полуострова оттеснили этот народ в разрозненные анклавы. При этом некоторые учёные считают, что пеласги были потомками населения древнейшей цивилизации Винча на Балканах, существовавшей в V-IV тысячелетиях до н.э.
Другая гипотеза связывает расселение пеласгов-тирренов с морской миграцией. По одной версии, её источником была Малая Азия. По пути оттуда пеласги заселили Крит и острова Эгейского моря. Некоторые учёные отождествляют пеласгов с одним из «народов моря», опустошавших древний Египет, и упомянутым в Библии – филистимлянами, давшими название Палестине. Есть и любопытная версия, согласно которой предки пеласгов могли прибыть из Северной Африки.
В Греции к памятникам пеласгийского языка могут относиться критское иероглифическое письмо и линейное слоговое письмо А, также присущее древнейшей критской цивилизации (1-я половина II тысячелетия до н.э.). Впрочем, обе письменности до сих пор не расшифрованы. Линейное письмо А послужило прототипом для слогового линейного письма Б, использовавшегося микенской цивилизацией, которую считают уже принадлежащей этническим эллинам. Большинство учёных, однако, сходится во мнении, что это письмо также было создано не самими греками, так как оно плохо приспособлено к передаче греческих фонем, а потому первоначально принадлежало другому народу.
Вопрос о том, что из наследия цивилизации, предшествовавшей в Греции самим грекам, принадлежит именно пеласгам, может быть лучше решён, очевидно, только после прочтения этих надписей. Не исключено при этом, что пеласги не были единым этносом в привычном нам смысле, а представляли собой такой же сборный термин, как и «народы моря».