Историю Казани можно разделить на два периода: до 1552 года и после. В начале правления Иоанна IV Васильевича, прозванного в народе Грозным, город был захвачен войсками московского царя. Вскоре Казанское ханство вошло в состав земель, принадлежащих русской короне. А что происходило в городе до этого события? Как жили простые казанцы?
Официальной датой основания Казани считается 1005 год, когда на Средней Волге и в бассейне реки Камы существовало независимое государство – Волжская Булгария. Изначально город представлял собой приграничную крепость, которая должна была защищать земли этой страны от набегов с севера.
Во время раскопок, организованных на территории Казанского кремля, была найдена монета, отчеканенная около 929-930 годов на территории Чехии. Исходя из этого, археологи решили, что расплачиваться такой иностранной валютой в городе на Волге могли только приезжие европейские купцы, побывавшие в Казани не позднее начала XI века.
Волжская Булгария была прогрессивным государством для своего времени. Жители страны исповедовали несколько религий, рядом с мечетями стояли православные храмы. Помимо самих булгар здесь поселилось много представителей других тюркоязычных и финно-угорских племен, армянские и русские купцы и ремесленники.
Активно торгуя со всеми соседями, жители Волжской Булгарии развивали экономические связи и с государствами дальнего зарубежья. Сюда приходили караваны из Индии, Китая и Персии. А торговцы из Западной Европы на местных базарах скупали шелка, пряности, изделия мастеров гончарного и кожевенного дела.
Жители Волжской Булгарии, в основном, занимались земледелием и животноводством. Они строили каменные дома, мечети и храмы, возводили крепости. Местные кузнецы и ткачи, швеи и ювелиры, обувщики были широко известны не только в своей стране, но и за ее пределами.
Правда, жизнь в Поволжье не всегда была мирной. До середины X века Волжская Булгария была вынуждена платить дань Хазарскому каганату – мощному государству, располагавшемуся на юге современной России.
Затем набеги на земли булгар начали совершать дружины киевских князей. Впрочем, уже в 1006 году между Древней Русью и Волжской Булгарией был заключен договор о торговом сотрудничестве, что не мешало взаимным военным стычкам, происходившим с переменным успехом в XI-XII веках.
Волжская Булгария была мощным государством с сильной и профессиональной армией, она даже выдержала нападение Чингисхана, дав монголам достойный отпор. Однако силы все равно были не равны, и в 1236 году данные земли завоевали войска хана Батыя.
Хотя ордынское владычество и положило конец такому государству, как Волжская Булгария, заставив жителей этих мест платить дань захватчикам, в XIII-XIV веках Казань постепенно разрасталась, развивалась и строилась. Со временем центр политической, культурной и экономической жизни данной провинции Золотой Орды переместился в этот город, который стал играть все более важную роль в государстве благодаря своему удачному географическому положению – на перекрестке торговых путей из Азии в Европу.
Так, в 1391 году в одном из новгородских памятников древнерусской письменности, который называется «Рогожский летописец», Казань упомянута как столица одного из султанатов – административно-территориальных единиц этих земель, наряду с такими городами как Болгар, Керменчук и Джукетау.
Находясь во власти Золотой Орды, жители Средней Волги и Прикамья постепенно забыли старое название своей страны. Они все чаще стали именовать себя казанцами («казанлы»).
Раздираемая междоусобицами, Золотая Орда со временем растеряла свое былое могущество, распавшись на ряд отдельных государств. В 1438 году Казань со своими войсками захватил хан Улу-Мухаммед (Улуг-Мухаммед), который был одним из многочисленных потомков Чингисхана. К тому времени город прочно укрепился в статусе столицы земель бывшей Волжской Булгарии.
Государство, основанное на этой территории, получило название – Казанское ханство. Правящей элитой в нем стали ордынцы. Мультикультурное разнообразие и веротерпимость, характерные для Волжской Булгарии, были забыты напрочь. Ислам суннитского толка провозгласили официальной религией. Здесь начали активно строить мечети, открывать медресе.
Во второй половине XV века Казанское ханство захватило значительные территории: от Уральского хребта на востоке и до бассейна реки Суры на западе. Южная граница государства достигала самарских земель, а северная – Вятки и Перми. Войска казанцев заставили платить им дань многие соседние народы: черемисов, башкир, вотяков, чувашей. Общая численность населения, находившегося под протекторатом ханства, достигла 400-450 тысяч человек.
Казань была богатым торговым городом. Удачное расположение позволяло местным купцам получать большие прибыли от потока грузов, переправляемых по Волге. Приток инвестиций привел к развитию монументальной архитектуры и других видов искусства, таких как резьба по камню, декоративная керамика, изготовление ювелирных украшений.
В ханстве была распространена письменность, основанная на арабском алфавите, принятая здесь еще со времен Волжской Булгарии. И хотя образование было, в основном, религиозным – воспитанники различных медресе учились читать по сурам Корана – в этих краях появились собственные поэты и литераторы. Впрочем, они сочетали в себе творческое начало с просветительской и духовной деятельностью. Наибольшую известность в стране и за ее пределами приобрели: Мухамедьяр, Мухаммед-Амин, Эмми-Камал, Максуди, Гариф-бек и знаменитый Кул Шариф.
Жители Казанского ханства были земледельцами. Используя деревянные плуги с металлическими лемехами, они выращивали злаковые культуры и овощи. Здесь также были развиты гончарное и кожевенное дело, пчеловодство, рыболовство и охота, а также торговля.
На рынках Казани были представлены и рабы. В основном, мужчины из соседних народов, захваченные в плен во время военных столкновений. Также немало соотечественников татарам продавали русские разбойники. Эти, по большей части, поставляли девушек и женщин.
Затем череда военных конфликтов с соседями привела к захвату Казанского ханства войсками Иоанна Грозного.