Перед ней присягали на верность Родине, молились перед решающими военными сражениями, она спасала от бед и напастей, подсказывала верные решения, укрепляла веру и смягчала сердца.
Одна из главных православных святынь много раз становилась не только свидетельницей, но и участницей важнейших событий. Перед ней присягали на верность Родине, молились перед решающими военными сражениями, она спасала от бед и напастей, подсказывала верные решения, укрепляла веру и смягчала сердца. В день празднования Владимирской иконы Богоматери по случаю избавления Москвы от нашествия хана Ахмата предлагаем вспомнить о чудесах Пресвятой Богородицы.
История чудес Владимирской иконы Божией Матери насчитывает не одно столетие. Она была прислана в 1132 году патриархом Лукой Хризовергом из Константинополя в Киев сыну Мономаха великому князю Мстиславу. Святыню поставили в вышгородском монастыре, что под Киевом, и совсем скоро по земле пошла молва о ее чудесах. Как известно, из Вышгорода икону тайно забрал Андрей Боголюбский, когда уезжал в Ростово-Суздальское княжество. По дороге кони, запряженные в повозку с иконой, остановились на берегу реки Клязьмы вблизи Владимира. Решив, что лошади устали, их заменили новыми. Результат остался прежним – кони не двигались. Боголюбский припал к чудотворной иконе и начал молиться. Во время молитвы, а, может, во сне к нему явилась Пресвятая Дева и велела поставить икону во Владимире. Возможно, это стало еще одной причиной, почему великий князь сделал Владимир столицей. Он построил белокаменный храм в местечке, которое назвал Боголюбовым, где на некоторое время оставил чудотворную икону. Затем он отстроит во Владимире величественный собор в честь Успения Божией Матери и перенесет икону в него. Вспомним и об еще одном чуде, произошедшем на владимирской земле. Во время строительства Золотых ворот произошло обрушение свода, обломками которого была придавлена дюжина человек. Винивший себя в смерти людей князь усердно молился перед образом. Спустя время ему доложили, что чудесным образом все участники происшествия остались живы.
Заметим, что благоверный князь был непосредственным свидетелем многих чудес Богородицы, а ряд исследователей считают, что «Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери» созданы при непосредственном участии самого Боголюбского. Он свято верил в ее заступничество и покровительство, потому всегда брал святыню с собой во время военных походов. Не стал исключением и поход 1164 года против Волжской Булгарии. Перед сражением князь молился перед образом Богоматери: «Всяк, уповай на Тя, Госпоже, не погибнет. И я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем о покровительстве и с надеждой на помощь вознесли молитву и воины. После победы великий князь повелит отслужить благодарственный молебен, во время которого икона Богородицы озарит воинов благодатным светом.
Именно с иконой Владимирской Богоматери связывают и избавление Руси от ига Тамерлана. В 1395 Русь дрогнула от разорений, убийств и жестокостей, творимых огромным войском Тамерлана. Сын Дмитрия Донского московский князь Василий Дмитриевич решил встретить захватчиков на берегу Оки. Казалось, русские воины были обречены на гибель в сражении с огромными полчищами. Уповая на чудо и Божию милость, князь велел митрополиту Киприану перенести образ Богоматери из Владимира в Москву. Встретивший икону на Кучкове поле народ слезно умолял Богородицу спасти землю русскую. И Заступница вновь явила чудо! В то время, когда москвичи с трепетом и надеждой молились перед образом, Тамерлан дремал в своем шатре и видел кошмарный сон. На вершине огромной горы с золотыми жезлами в руках стояли святители, над которыми в лучах света – невиданной красоты и величия Жена в окружении войска. Грозно взглянув на Тамерлана, она повелела ему покинуть Русь. В тот же миг окружавшие ее воины устремились на Тамерлана. Проснувшийся в холодном поту Тамерлан велел своим советникам истолковать видение, на что мудрейшие из них ответили, что во сне явилась к нему Матерь Бога Христианского и заступница русских. Со словами «Мы не одолеем их!» Тамерлан приказал своему войску отступать. В великой радости народ и великий князь благодарили Богородицу не только за спасение Москвы, но и всей русской земли. А в память о заступничестве на месте встречи иконы построили церковь и монастырь, названный Сретенским.
По другому преданию во время отступления Тамерлана владимирцы стали просить великого князя вернуть икону, однако получил отказ – Защитницу земли Русской «приличнее» иметь в Москве. Во второй раз владимирцы стали просить князя, ссылаясь на народное роптание. Князь повелел арестовать дерзких просителей, а во Владимир был отправлен человек с велением наказать недовольных. Однако Матерь Божия спасла от наказания «неразумных грешников» за усердие, с которым они пытались вернуть себе икону. Однажды перед утрени пришедший в Успенский Собор Московского Кремля пономарь дивился двум абсолютно одинаковым иконам Богоматери, которые стояли рядышком. В свидетели он призвал людей, пришедших в церковь, а затем и великого князя с митрополитом. Приведя под стражей арестованных владимирцев, им предложили выбрать один из образов, что те и сделали. Через несколько дней после литургии и молебна великой князь взял выбранную икону Богоматери, донес ее до возводимого Сретенского монастыря и торжественно вручил радостным владимирцам.
В 1480 году, разозленный отсутствием дани от русских, хан Золотой Орды Ахмат двинулся с огромным войском на Русь. Иоанн Третий готовился встретить Ахмата на реке Угре, именуемой охраняющим русские земли поясом Богоматери. Татары решили подождать, пока реку скует лед. Когда же река покрылась льдом, Иоанн Третий повелел своим воинам отступать. Татары же решили, что царь предпринимает ловкий маневр, заманивая их в ловушку, и… бежали. В летописях находим: ««Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия. Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас ныне Россию». Еще одно избавление приписывается заступничеству Божией Матери - в 1451 году ногайский царевич Мазовши услышал, будучи практически у московских стен, необыкновенный шум и, решив, что на него идет огромное войско великого князя, поспешил удалиться. Тем шумом была вселенская молитва перед Святым образом о заступничестве и покровительстве.
В 1521 году казанские, ногайские и крымские татары, возглавляемые Мехмет-Гиреем, опустошив все на своем пути, подошли к Москве. Нападение было настолько стремительным, что, не успевшие собрать необходимое количество воинов, русские уповали только на покровительство своей Защитницы. Народ горячо и неустанно возносил молитву. Вместе со всеми молился и юродивый Василий. По преданию, во время одной из таких молитв перед вратами Успенского собора он услышал в храме сильнейший шум. Двери собора распахнулись, и чудотворная икона сошла с места. Юродивый услышал голос: «Выйду из града с Российскими святителями», а затем увидел пламя, которое через мгновение пропало. Той же ночью слепой монахине Вознесенского монастыря явилось, будто от ворот Московского кремля, словно крестным ходом, идут святители, которые уносят чудотворный образ из Москвы. Уж не знак ли это Божественного гнева за грехи москвичей? Упоминается и об еще одном видении одной отроковицы: навстречу «собору» святых мужей спешат Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Пав перед шествием, старцы вопрошали: «Зачем уходите из города, оставляя его один на один со страшной бедой?» На что святители в скорби отвечали: «Много молили мы Всемилостиваго Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби; Бог же не только повелел нам выйти из города, но и повелел вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди эти презрели страх Божий и о заповедях Его не радели, и посему попустил Бог прийти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу». Сергей и Варлаам смогли уговорить святителей умилостивить Бога – начался молебен, после которого город осенили крестом, а святители вернулись с иконой в Кремль.
Гирей так и не вошел в город. В летописях сказано, что посланные жечь московские посады татары заметили вблизи Москвы русское войско, о чем и рассказали хану. Но тот усомнился и послал своих начальников подтвердить или опровергнуть рассказ. Те же действительно увидели под стенами города огромное войско. Гирей бежал, и Москва была спасена.
В 1605 году находящийся у власти Лжедмитрий Первый решил свергнуть патриарха Иова. Ворвавшиеся в Успенский собор люди напали на патриарха во время свершения им литургии и начали рвать с него одежды. Со словами: «Здесь пред этою святою иконою я был удостоен сана архиерейскаго и 19 лет хранил целость веры; ныне вижу бедствие церкви, торжество обмана и ереси: Мати Божия, спаси православие» патриарх снял панагию и возложил ее к чудотворной иконе Богоматери. И на этот раз Пресвятая Дева спасла православную веру – менее чем через год после воцарения Лжедмитрия князь Шуйский, испросив перед Святым образом небесной помощи для свержения самозванца, успешно реализовал задуманное.