Афганистан всегда был кровоточащим местом на карте Азиатского континента. Сначала Англия в XIX веке претендовала на влияние над этой территорией, а потом и Америка подключила свои ресурсы, чтобы в XX веке противостоять СССР.
В 1980 году с целью зачистки 200-километровой территории от мятежников советские войска провели крупномасштабную операцию «Горы-80». Наши пограничники при поддержке афганских спецслужб ХАД (АГСА) и афганской милиции (Царандой) в ходе стремительного марш-броска заняли нужный район. Руководитель операции - начальник штаба Среднеазиатского пограничного округа полковник Валерий Харичев - смог предусмотреть все. Победа была на стороне советских войск, которые захватили главного мятежника Вахобу и установили контроль в зоне шириной в 150 километров. Были оборудованы новые пограничные кордоны. В течение 1981-1986 годов пограничниками были проведены более 800 успешных операций. Звание Героя Советского Союза получил посмертно майор Александр Богданов. В середине мая 1984 года он, попав в окружение, вступил в рукопашный бой с моджахедами и погиб в неравной схватке.
Подполковник Валерий Ухабов получил приказ занять небольшой плацдарм в районе оборонительного рубежа в тылу противника. Целую ночь немногочисленный отряд пограничников сдерживал превосходящие силы неприятеля. Но подкрепления к утру они не дождались. Разведчик, посланный с донесением, попал в руки к «духам» и был убит. Его тело выставили на обозрение. Валерий Ухабов, понимая, что отступать некуда, предпринял отчаянную попытку вырваться из окружения. И это удалось. Но в ходе прорыва подполковник был смертельно ранен и скончался, когда его несли на брезентовой плащ-палатке спасенные им бойцы.
Через перевал высотой 3878 метров проходила главная дорога жизни, по которой советские войска получали топливо, боеприпасы, перевозили раненых и погибших. О том, насколько опасен был этот маршрут, говорит хотя бы тот факт, что за каждое его прохождение водителя награждали медалью «За боевые заслуги». Моджахеды постоянно устраивали здесь засады. Особенно опасно было служить водителем на бензовозе: от одной пули мгновенно взрывалась вся машина. В ноябре 1986 года на перевале произошла страшная трагедия: 176 солдат задохнулись от выхлопных газов.
Когда Сергей Мальцев на машине выезжал из тоннеля, на его пути неожиданно оказался большегрузный автомобиль. Он был набит мешками, сверху них сидели около 20 человек взрослых и детей. Сергей резко повернул руль – машина на полном ходу врезалась в скалу. Он погиб. А мирные афганцы остались живы. На месте трагедии местные жители поставили советскому солдату памятник, который уцелел до сих пор, за ним бережно ухаживают вот уже несколько поколений.
Александр Мироненко, служивший в парашютно-десантном полку, получил приказ во главе группы из трех солдат провести разведку местности и обеспечить прикрытие для вертолетов, перевозивших раненых. Приземлившись, они сразу же стали продвигаться в заданном направлении. Вторая группа поддержки следовала за ними, но разрыв между бойцами с каждой минутой увеличивался. Неожиданно последовал приказ об отходе. Однако было уже поздно. Мироненко попал в окружение, и вместе с тремя своими товарищами отстреливался до последнего патрона. Когда их нашли десантники, то увидели страшную картину: солдаты были раздеты донага, а их тела были исколоты ножами.
Василию Васильевичу Щербакову везло исключительно. Однажды в горах его вертолет Ми-8 попал под огонь душманов. В тесном ущелье быстрая маневренная машина превратилась в заложника узких скал. Назад не повернешь, а слева и справа - тесные серые стены страшной каменной могилы. Выход один – грести винтом вперед и ждать пули в «ягодник». А «духи» уже салютовали их всех видов оружия советским смертникам. Но они смогли вырваться. Долетевший чудом до своего аэродрома вертолет напоминал терку. Только в редукторном отсеке насчитали десять пробоин.
Однажды, пролетая над горами, экипаж Щербакова почувствовал сильный удар по хвостовой балке. Ведомый подлетел, но ничего не обнаружил. Только после посадки Щербаков обнаружил, что в одном из тросов управления хвостового винта осталось всего несколько нитей. Стоило им оборваться – и поминай как звали.
Как-то осматривая тесное ущелье на вертолете, Щербаков почувствовал чей-то пристальный взгляд. И обмер. В нескольких метрах от вертолета, на узком уступе скалы стоял душман и спокойно целился Щербакову в голову. Это было настолько близко, что Василий Васильевич физически ощутил холодное дуло автомата возле своего виска. Он ждал беспощадного, неотвратимого выстрела в то время, пока вертолет слишком медленно поднимался вверх. Но странный горец в чалме так и не выстрелил. Почему? Осталось загадкой. Щербаков получил звезду Героя Советского Союза за спасение экипажа своего товарища.
В Афганистане вертолеты Ми-8 стали спасением для многих советских солдат, приходя им на помощь в самую последнюю минуту. Душманы в Афганистане ненавидели вертолетчиков люто. Например, подбитую машину капитана Копчикова они резали ножами в то время, как экипаж вертолета отстреливался и уже готовился к смерти. Но их спасли. Майор Василий Щербаков на своем вертолете Ми-8 прикрыл их, несколько раз атаковав озверевших «духов». А потом приземлился и буквально вытащил на себе раненого капитана Копчикова. Таких случаев на войне было много, и за каждым из них стоит беспримерный героизм, который сегодня за давностью лет стали забывать.
К сожалению, в период Перестройки имена настоящих героев войны стали чернить. В печати появлялись публикации о зверствах советских солдат. Но время расставило все на свои места. Герои всегда остаются героями.