ГАЗ-16: как летал советский автомобиль-самолёт

01.07.2020 10:29 0

ГАЗ-16: как летал советский автомобиль-самолёт

Даже сегодня многим может показаться, что этот странный автомобиль прибыл к нам прямиком из будущего. А между тем ГАЗ-16 был создан советскими инженерами ещё в 1960-х годах и помимо футуристического внешнего вида отличался тем, что мог… летать.

Скрестить автомобиль с самолётом

Шестидесятые годы ХХ века можно смело назвать временем технического прогресса. Многие мировые открытия и события тех лет порой даже нам кажутся перекочевавшими в реальную жизнь со страниц научно-фантастических романов. Это и первый космический полёт Юрия Гагарина, и создание Теодором Майманом первого лазера, и выпуск в Германии первых плавающих автомобилей, и появление первых высокоскоростных поездов в Японии.

Поэтому неудивительно, что именно в начале 1960-х советские учёные приступили к необычной разработке – созданию летающей машины. А произошло это на знаменитом Горьковском автозаводе (ГАЗ). Руководство проектом поручили инженеру Смолину. Такой выбор был неслучаен. И дело не только в том, что Смолин являлся ведущим конструктором ГАЗ, а в том, что раньше он трудился на Казанском авиационном заводе. Поэтому кому, как не ему, можно было доверить создание автомобиля, летающего по воздуху, а точнее – передвигающегося на воздушной подушке. В проекте приняли участие и специалисты секретного предприятия, так называемого почтового ящика 200, и ЦАГИ – Центрального аэрогидродинамического института.

Первый летающий ГАЗ

Сначала испытания провели на моделях будущих автомобилей, которые были в 10 раз меньше настоящих. Из шланга, присоединённого к образцу, нагнетался воздух, и машинка зависала над поверхностью воды или суши.

В самом начале 1960-х годов первый автомобиль ГАЗ-16 в натуральную величину был готов. Кузов машины имел обтекаемую форму, а кабина напоминала своеобразный прозрачный колпак. Длина аппарата составляла 7,5 метра, ширина – 3,6 метра, а вес – 2 тонны 125 килограммов. Автомобиль, как и любой самолёт, был снабжён шасси. Спереди и сзади располагались мощные вентиляторы, посредством которых и образовывалась воздушная подушка. А с помощью закреплённых вертикально винтов осуществлялось управление машиной. Максимальная скорость полёта равнялась 40 км/ч.

Слишком много недостатков

Однако нельзя сказать, что первые испытания прошли удачно. При прохождении прямого коридора шириной в 12 метров, ограниченного флажками, ГАЗ-16 сходил с курса. Понятно, что с траекторией в виде змейки машина справилась ещё хуже.

Воздушная подушка ГАЗ-16 отличалась совсем небольшой высотой – всего 150 мм. Поэтому автомобиль мог передвигаться преимущественно над ровной поверхностью. При полётах над водой вокруг корпуса образовывались сильные брызги, что затрудняло водителю обзор и управление.

Надо, правда, отдать должное советским конструкторам: долгое время они продолжали работу, всё более совершенствуя свой автомобиль. Однако вскоре проект закрыли, посчитав, что летающий ГАЗ влетает государству в копеечку. Да и подобного рода машины с их низкой скоростью и маневренностью тогда ещё не могли конкурировать с обыкновенными авто на колёсах.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

СМИ: Трамп и Ким Чен Ын встретятся в Сингапуре В Старом Осколе судят «чёрных риэлторов»‍ В Астрахани сотрудники МЧС тушили пожар в гаражах Центр Петербурга встал в пробках из-за байкеров и репетиции парада Владимир Путин поставил главную задачу для нового Кабмина

Лента публикаций