«Энергия-Буран»: почему удачный космический проект СССР оказался ненужен

02.02.2019 8:35 0

«Энергия-Буран»: почему удачный космический проект СССР оказался ненужен

«Энергия-Буран» - советский космический проект, который подразумевал не одноразовое, как это происходит в большинстве случаев даже сейчас, а многократное использование корабля, для доставки грузов на орбиту. Его уникальность была не только в форме - у США была программа “Шаттл” с кораблем схожего форм-фактора, а в том, что он мог возвращаться на Землю и совершать посадку в полностью автоматическом режиме. Создание этого чуда техники стоило Союзу крупных сил и средств, однако, после первого и единственного удачного полета этот космический корабль уже больше никогда не поднимался в воздух.

Гонка вооружений

Поводом для разработки проекта “Энергия-Буран”, как и для многих технических новинок того времени, послужила Холодная война. После начала разработки в США проекта Шаттл эта информация не засекречивалась. Напротив, все американские СМИ спешили максимально осветить это событие и рассказать подробности разработки: технически это обосновывалось тем, что возвращение корабля давало знатную экономию и требовало меньше ресурсов.

Впрочем, советские ученые быстро провели расчеты и показали, что выкладки экономического характера не сходятся и это лишь ширма. Основной идеей Шаттла оказалось боевое применение - с его помощью Штаты могли произвести ядерную бомбардировку любого района СССР.

Для восстановления ядерного паритета руководство страны немедленно дало указ на разработку и строительство как минимум не уступающего образцу потенциального противника.

Ракета

Название проекта Энергия-Буран недаром состоит из двух слов. По сути это названия двух отдельных компонентов. Бураном назывался сам космический челнок, а Энергия - имя самого ракетоносителя, который и выводил весь комплекс в космос.

Ракета стала самой мощной из всех, созданных в СССР, что неудивительно - её вес на старте составляет 2400 тонн и при это ракета должна была вывести на орбиту челнок, стартовый вес которого составлял 105 тонн, а полезная нагрузка - 30 тонн.

Разгонный блок был выполнен по двухступенчатой пакетной схеме - по бокам основного блока расположены две пары дополнительных. При выработке топлива они отстреливались и падали на землю.

Всего за историю своего существования ракета Энергия совершила всего два полета - первый раз на ней запустили габаритный макет, а второй - непосредственно с челноком Буран. В дальнейшем её не использовали просто потому что каждый запуск обходил дорого, а доставлять на орбиту такое количество нагрузки просто не было необходимости.

Челнок

Разработка челнока, который был многоразовым компонентом программы, оказалась ещё сложнее ракетоносителя. И хотя такие работы были в новинку для советских авиаконструкторов, в итоге получилась отличная машина. Внешний облик Бурана получился очень похожим на американский Шаттл, однако, внутренняя начинка делала этот аппарат на порядок лучше своего аналога: он мог садиться в автоматическом режиме без участия человека и выводить на орбиту на 5 тонн полезной массы больше.

В специальный грузовой контейнер челнока мог поместиться любой существующий на тот момент спутник, а уникальная обшивка выдерживала сверх-температуры при входе в атмосферу.

Но основным отличием все же является автоматическая система управления, аналога которой нет до сих пор. Компьютер “учила” летать команда из шести летчиков-испытателей под предводительством Героя Советского Союза Игоря Волка. В алгоритм были вбиты все возможные ситуации, что и пригодилось во время посадки Бурана. Возвращаясь из космоса челнок вышел к месту посадки по траектории поперек взлетно-посадочной полосы, однако смог самостоятельно развернуться над ней и удачно приземлиться.

Первый и последний полет

К сожалению, Энергия-Буран совершил только один полет и больше никогда не поднимался в воздух. Период его разработки выпал на последние дни существования СССР, а сам проект, по мнению некоторых экономистов, стал одним из гвоздей в крышку гроба страны Советов.

Разработка и изготовление только одного экземпляра космического корабля стоила, переводя на современные деньги порядка 2 трлн. рублей, а запуск обходился ещё в десятки миллионов рублей. Задание партии заключалось в изготовлении 10 экземпляров, но до конца изготовили только один.

Проклятие Бурана

После развала СССР он остался в собственности Казахстана и хранился там в монтажно-испытательном корпусе рядом с космодромом “Байконур” до 12 мая 2002 года, когда утром в строении обрушилась часть кровли. В результате происшествия Буран был полностью разрушен, также под обломками погибли 8 рабочих, которые в этот момент как раз занимались ремонтом крыши.

Некоторые разработчики ещё на этапе проектирования считали Буран проклятым. Ещё на этапе формирования летного отряда, который должен был учить компьютер челнока летать, из 8 кандидатов двое погибли, а после запуска, при обстоятельствах, не связанных с Бураном, погибли ещё пятеро. В итоге, сейчас из первого отряда в живых остался только командир отряда Николай Волк.

Долгое время программа многоразового использования кораблей при запусках на орбиту была для современной России неактуальна. Однако, с 2016 года разработки в этом направлении начались вновь. Известно, что научные работники, которые занимались проектированием Энергии и Бурана вновь приглашены на работу в Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева в Москве. Возможно, когда-нибудь настанет время для нового Бурана...

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Крымский мост побил транспортный рекорд Керченской переправы за первые 12 часов работы Как сэкономить на ремонте не только деньги, но и время Сломанная ветром сосна перегородила дорогу неподалеку от Бийска‍ Минюст: Россия обжалует решение гаагского арбитража по Крыму Для «Чижика» проложат новые трамвайные пути на Ириновском проспекте

Лента публикаций