«Энергия-Буран» - советский космический проект, который подразумевал не одноразовое, как это происходит в большинстве случаев даже сейчас, а многократное использование корабля, для доставки грузов на орбиту. Его уникальность была не только в форме - у США была программа “Шаттл” с кораблем схожего форм-фактора, а в том, что он мог возвращаться на Землю и совершать посадку в полностью автоматическом режиме. Создание этого чуда техники стоило Союзу крупных сил и средств, однако, после первого и единственного удачного полета этот космический корабль уже больше никогда не поднимался в воздух.
Поводом для разработки проекта “Энергия-Буран”, как и для многих технических новинок того времени, послужила Холодная война. После начала разработки в США проекта Шаттл эта информация не засекречивалась. Напротив, все американские СМИ спешили максимально осветить это событие и рассказать подробности разработки: технически это обосновывалось тем, что возвращение корабля давало знатную экономию и требовало меньше ресурсов.
Впрочем, советские ученые быстро провели расчеты и показали, что выкладки экономического характера не сходятся и это лишь ширма. Основной идеей Шаттла оказалось боевое применение - с его помощью Штаты могли произвести ядерную бомбардировку любого района СССР.
Для восстановления ядерного паритета руководство страны немедленно дало указ на разработку и строительство как минимум не уступающего образцу потенциального противника.
Название проекта Энергия-Буран недаром состоит из двух слов. По сути это названия двух отдельных компонентов. Бураном назывался сам космический челнок, а Энергия - имя самого ракетоносителя, который и выводил весь комплекс в космос.
Ракета стала самой мощной из всех, созданных в СССР, что неудивительно - её вес на старте составляет 2400 тонн и при это ракета должна была вывести на орбиту челнок, стартовый вес которого составлял 105 тонн, а полезная нагрузка - 30 тонн.
Разгонный блок был выполнен по двухступенчатой пакетной схеме - по бокам основного блока расположены две пары дополнительных. При выработке топлива они отстреливались и падали на землю.
Всего за историю своего существования ракета Энергия совершила всего два полета - первый раз на ней запустили габаритный макет, а второй - непосредственно с челноком Буран. В дальнейшем её не использовали просто потому что каждый запуск обходил дорого, а доставлять на орбиту такое количество нагрузки просто не было необходимости.
Разработка челнока, который был многоразовым компонентом программы, оказалась ещё сложнее ракетоносителя. И хотя такие работы были в новинку для советских авиаконструкторов, в итоге получилась отличная машина. Внешний облик Бурана получился очень похожим на американский Шаттл, однако, внутренняя начинка делала этот аппарат на порядок лучше своего аналога: он мог садиться в автоматическом режиме без участия человека и выводить на орбиту на 5 тонн полезной массы больше.
В специальный грузовой контейнер челнока мог поместиться любой существующий на тот момент спутник, а уникальная обшивка выдерживала сверх-температуры при входе в атмосферу.
Но основным отличием все же является автоматическая система управления, аналога которой нет до сих пор. Компьютер “учила” летать команда из шести летчиков-испытателей под предводительством Героя Советского Союза Игоря Волка. В алгоритм были вбиты все возможные ситуации, что и пригодилось во время посадки Бурана. Возвращаясь из космоса челнок вышел к месту посадки по траектории поперек взлетно-посадочной полосы, однако смог самостоятельно развернуться над ней и удачно приземлиться.
К сожалению, Энергия-Буран совершил только один полет и больше никогда не поднимался в воздух. Период его разработки выпал на последние дни существования СССР, а сам проект, по мнению некоторых экономистов, стал одним из гвоздей в крышку гроба страны Советов.
Разработка и изготовление только одного экземпляра космического корабля стоила, переводя на современные деньги порядка 2 трлн. рублей, а запуск обходился ещё в десятки миллионов рублей. Задание партии заключалось в изготовлении 10 экземпляров, но до конца изготовили только один.
После развала СССР он остался в собственности Казахстана и хранился там в монтажно-испытательном корпусе рядом с космодромом “Байконур” до 12 мая 2002 года, когда утром в строении обрушилась часть кровли. В результате происшествия Буран был полностью разрушен, также под обломками погибли 8 рабочих, которые в этот момент как раз занимались ремонтом крыши.
Некоторые разработчики ещё на этапе проектирования считали Буран проклятым. Ещё на этапе формирования летного отряда, который должен был учить компьютер челнока летать, из 8 кандидатов двое погибли, а после запуска, при обстоятельствах, не связанных с Бураном, погибли ещё пятеро. В итоге, сейчас из первого отряда в живых остался только командир отряда Николай Волк.
Долгое время программа многоразового использования кораблей при запусках на орбиту была для современной России неактуальна. Однако, с 2016 года разработки в этом направлении начались вновь. Известно, что научные работники, которые занимались проектированием Энергии и Бурана вновь приглашены на работу в Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева в Москве. Возможно, когда-нибудь настанет время для нового Бурана...