В 20-х годах прошлого века в руки Гитлера – начинающего политика – попала первая книга теософа Елены Блаватской. В «Тайной доктрине», в частности, говорилось о семи расах, высшей из которых считались арийцы. В свое время Гитлер читал книги Блаватской запоем. Вследствие чего некоторые историки даже склонны приписывать ей создание основных принципов идеологии Третьего рейха. Однако в 1937 году Гитлер подписал распоряжение о преследовании всех теософских обществ, а «Тайная доктрина» полетела в костер.
Надо сказать, что философское учение Елены Блаватской захватило многие умы, и ее современников, и наших. Ее книги были настольными у Эйнштейна, в ее теософское общество входили знаменитые писатели, политики, а также ученые, многие из которых уверяли, что свои открытия они сделали именно благодаря трудам Блаватской. Но самым интересным в теософии Блаватской является, конечно, учение о сверхспособностях, которые каждый может развить в себе при соблюдении ряда условий и устремлении к четкой цели.
Проштудировав «Доктрину», Гитлер обратил внимание только на учение об арийцах – древнейшей расе господ на земле, которая должна править миром. Согласно Блаватской, «человечество делится на богом-вдохновленных людей и низшие расы», последние, «по счастью», вымирают сами. Привлекло Гитлера в теософской теории и представление о Шамбале, где якобы хранятся вселенские знания. Стоит овладеть ими - и ты уже могущественный сверхчеловек.
Ко всему прочему у Гвидо фон Листа, называющего себя последователем Блаватской, Гитлер вычитал, что арийцы – это предки германцев и никого более. И если добавить к этой ариософии оккультную интерпретацию исторического прошлого немецкой нации, которая основана не на исторических фактах, а на «пророческих откровениях» Листа, то получится готовая платформа для будущего фюрера.
Потерпевшая поражение в Первой мировой войне Германия пребывала в глубочайшем кризисе. В течение 66 лет она должна была выплачивать огромные репарации Франции и Бельгии. Немцы нищенствовали, фройляйн из хороших семей были вынуждены продавать себя на улице.
Все это повергало людей в отчаяние. Гитлер тоже очень остро переживал капитуляцию Германии. В духовных откровениях Блаватской, Ницше и других философов он искал ответ на вопрос, как его стране выйти из унизительнейшего положения и добиться господства над миром. Но даже ярый патриотизм не помог основателю Третьего рейха разобраться в национальной и исторической ситуации того времени.
Антисемитизм, взгляд на историю сквозь призму неких тайных сил, утопическая расовая теория – ничего этого и близко не было ни у Ницше, ни у Блаватской. Если первый говорил о сверхчеловеке, то только в том плане, что начинать надо с себя. Если Блаватская рассуждала о расах, то не в рамках антропологической науки, а в смысле духовных стадий.
В принципе ничего нового русская эмигрантка, увлекавшаяся восточной философией, не открыла. Ее выкладки о «низших расах» напоминают положения учения о колесе Сансары в буддизме, где тоже говорится о низших мирах, Там, например, есть мир голодных духов, которые не могут ничего проглотить из-за слишком узкого горла и постоянно испытывают мучительный голод из-за огромного живота. Избежать попадания в такую расу можно только путем отречения от материального и соблюдения главных правил: терпимость к другим верованиям, предоставление свободы религиозных убеждений и стремление к истине – познанию законов природы и человеческих возможностей.
В теософских обществах, которые создавались по всему миру и пользовались огромной популярностью, люди учились терпимости, милосердию, справедливости и великодушию - тому, без чего, писала Блаватская, никогда не откроются невидимые человеческому глазу пещеры Шамбалы с хранящимися в них бесценными знаниями Вселенной.
И как бы Гитлер не манипулировал знаниями, почерпнутыми у Блаватской, интеллигенция не могла не заметить, что идеология Третьего рейха не соответствует ее теософии.
С чуждой идеологией Гитлер разобрался быстро: приказал жечь книги. В 70 городах Германии с марта по октябрь 1933 года Немецкий студенческий союз под прикрытием «акции против негерманского духа» собирал и сжигал «вредные» книги. Огню были преданы тома Манна, Фрейда, Ремарка, Хэмингуэя, Зощенко – всего 94 немецких и 37 иностранных авторов. Писатели-современники почитали за особую честь, когда их произведения летели в костер ретроградов.
Среди последователей Блаватской Гитлер, казалось бы, искал сторонников. Он направлял много сил на поиски Шамбалы и таинственного города Агади на месте древней Вавилонии, о которых писала основательница теософии.
В Тибет и на Восток то и дело снаряжались экспедиции в составе с выдающимися учеными. Правда, ни одного отчета о результатах экспедиций никто никогда не находил. В СС появилось секретное подразделение «Достояние прародителей», где лучшие умы корпели над рунами, переводами, историей ариев. Берлин и Мюнхен заполонили колонии тибетцев и индусов.
Однако даже это не нашло поддержки у участников теософских обществ, которые в открытую заговорили об извращенном толковании, что привело к гонениям. Последователей Блаватской отправляли в концлагеря, казнили, сажали. Книги основательницы теософии были запрещены как «особо вредные».
В учении, которое пропагандировало абсолютное равноправие, почтительное отношение к убеждениям другого и выбор рода занятий по своим склонностям, было априори заложено табу на убийство, унижение, возвеличивание одних людей над другими.
Любое упоминание о Блаватской приводило Гитлера в бешенство. Его арии не имели ничего общего с «подлинной человечностью» той расы, о которой писала Блаватская.