Ранним утром 20 мая 1989 года в турецком Трабзоне на посадку зашел самолет с красными звездами. Когда истребитель приземлился, из кабины вылез раненый советский офицер. Его немедленно отправили в один из турецких госпиталей, где он сразу же попросил политического убежища. Этим офицером был капитан ВВС СССР Александр Зуев.
Как вспоминал бывший военный летчик Руслан Саламов, однополчанин и друг Зуева, они с Александром жили в одной квартире после того как от Зуева в результате очередного семейного конфликта ушла жена. Зуев постоянно интересовался у Саламова жизнью на Западе.
На базу ВВС СССР «Цхокая», где служили молодые офицеры Зуев и Саламов, за год до этого чрезвычайного происшествия поступили на вооружение новые истребители МИГ-29. Тогда по летным и техническим характеристикам этим военным самолетам равных в мире не было. В авиаполку полным ходом изучали новый истребитель.
Но Зуев и Саламов от полетов были отстранены: по официальной версии – «из-за низких морально-нравственных качеств». Подобное отношение подтолкнуло летчиков к тому, чтобы покинуть ряды Советской Армии – они подали рапорты об увольнении. По словам Саламова, на них тогда «давили замполиты». Зуев был женат на дочери бывшего начштаба дивизии. После того как Александр начал конфликтовать с женой, у него возникли проблемы и на службе. Саламов написал рапорт об увольнении «по сокращению штатов», а Зуев «по состоянию здоровья».
Зуева кадровики уговорили остаться. Но к полетам он по-прежнему допущен не был, и это продолжалось около года. Капитан предлагал Саламову угнать два самолета и лететь в Турцию. Саламов отказался.
В «день Ч», заступив на очередное дежурство, капитан Зуев обманул сослуживцев, сообщив о рождении сына (в действительности у его жены срок беременности был меньшим). Офицер приготовил для дежурной смены торт со снотворным. Усыпив сослуживцев, Зуев повредил системы сигнализации и связи, а затем пошел к МИГ-29.
Однако на посту оказался солдат-первогодок, хорошо знавший устав караульной службы. Воин категорически отказался подпускать Зуева к боевой машине. Тогда капитан открыл огонь по часовому. Как вспоминал Руслан Саламов, Зуев с солдатом-чеченцем схватились в драке, капитан вытащил свой пистолет Макарова и несколько раз выстрелил, ранив часового. После этого Зуев подбежал к истребителю и поднял его в небо. Когда капитан бежал к самолету, раненый часовой был еще в сознании, он выпустил по офицеру весь магазин АКМ. Зуева ранило в руку и в голову (по касательной).
Ранение не остановило угонщика. Продолжая одной, неповрежденной, рукой управлять боевой машиной, Зуев поднял МИГ в небо, сбросил подвесной топливный бак и начал выполнять боевой разворот над аэродромом. Капитан жал на гашетку пушки, пытаясь расстрелять оставшиеся на аэродроме самолеты. Но пушка была заблокирована. Зуев снизился на 50 м и набрав скорость, взял курс на Турцию.
Услышав стрельбу, на аэродроме объявили тревогу. На перехват угнанного истребителя поднялись два самолета. Но они опоздали: к тому времени Зуев уже был в небе Турции.
Тем не менее, через сутки МИГ-29 вернули на военную базу в Цхокая. Американским специалистам так и не удалось добраться до секретов истребителя. Зуева в Турции судили. Турецкими властями капитан был оправдан и впоследствии он перебрался в США. На родине Зуева осудили заочно – по словам Саламова, беглеца обвиняли по нескольким статьям УК РСФСР, в том числе, и в измена родине.
В Америке Зуева использовали как военного советника. По признанию американских военных, он оказался ценным специалистом. Перебежчик в Америке написал книгу о своем побеге.
Через 12 лет после угона МИГа, в 2001 году, Александр Зуев, пилотировавший спортивный самолет в 150 км от Сиэтла, разбился. Спустя некоторое время случилась авиакатастрофа с участием другого советского летчика-перебежчика, угнавшего МИГ, – Виктора Беленко. Беленко тогда выжил, но позже погиб а автокатастрофе. Есть мнение, что смерти этих двух бывших советских пилотов были не случайны.