Советские и зарубежные фильмы в «перестроечное» время в СССР не показывались в кино и по телевидению по разным причинам, главной из которых была идеологическая – по мнению партийных функционеров, наш народ не должен был потреблять отечественную и западную кинематографическую продукцию, в которой пропагандировались пьянство, насилие и половая распущенность.
За время горбачевской «перестройки» этот фильм по советскому ЦТ был показан только раз, в 1989 году. Прежде, с момента первого показа по телевидению в 1976 году, эта «новогодняя» работа Эльдара Рязанова демонстрировалась едва ли не ежегодно и, как правило, накануне Нового года.
Как считают кинокритики, подобная «опала» была связана с сюжетом картины, целиком и полностью построенном на хмельной выходке главного героя фильма Жени Лукашина, спьяну кардинальным образом изменившего свою личную жизнь. В рамках проводимой при Горбачеве антиалкогольной кампании демонстрация подобного рода картин, равно как и отдельных эпизодов употребления алкоголя в кино решительно пресекалась.
К 1989 году стало ясно, что очередные масштабные ограничительные антиалкогольные меры, проводимые советским государством, ожидаемых результатов не принесли.
По словам известного переводчика зарубежных фильмов Дмитрия Пучкова (Гоблина), за демонстрацию видео с этим зарубежным фильмом 1976 года выпуска в 80-е в Советском Союзе вполне можно было загреметь в тюрьму по статье 228 УК РСФСР (изготовление, демонстрация, хранение и распространение порнографической продукции).
Кроме того, порнографическими картинами в СССР в то время считались такие западные фильмы как «Эммануэль», «9 с половиной недель», «Калигула», «Турецкие наслаждения» и многие другие. Что, впрочем, не мешало им становиться лидерами подпольного советского видеопроката.
За 10 лет после выхода этого культового американского фильма Джорджа Лукаса, с 1977 по 1987 годы советская пресса и отечественные авторы публицистических книг основательно прошлись по данному киношедевру – начиная от «Литературной газеты» (она опубликовала разгромную рецензию первой) и заканчивая публицистами, чьи книги были выпущены московскими издательствами «Искусство» и «Правда» (1987 год). «Литературка» называла западный зрительский ажиотаж, связанный с показом «ЗВ», «кинопсихозом», а сюжет самого фильма – «примитивным».
Публицисты-кинокритики охарактеризовали творение Лукаса как попытку американцев с помощью определенных деталей в картине намекнуть на негативные процессы, происходящие в СССР.
Снятый в 1988 году Питером Макдональдом фильм известной американской серии боевиков с Сильвестром Сталлоне в главной роли был официально запрещен к показу в кинотеатрах СССР и на ТВ: Рэмбо по сюжету сражается с советскими военнослужащими в Афганистане. В фильме много откровенных ляпов, связанных с изображением наших солдат и офицеров, а также отечественного вооружения и боевой техники.
В свое время «Рэмбо-3» вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самое жестокое кино за всю историю мирового кинематографа: за 102 минуты там убивают 132 человека и продемонстрирована 221 сцена насилия.
Как писал «Коммерсант», «Крестного отца» в СССР на официальном уровне считали «пропагандой культа насилия», фильм был включен в «черный список» МВД Советского Союза с 1985 по 1989 годы. «Союзэкспортфильм» купил у американцев эту киноработу только в 1991 году, за месяц до распада СССР. К тому времени в Советском Союзе вовсю действовали видеосалоны, видеомагнитофоны имелись во многих советских семьях, поэтому с фильмом Френсиса Ф. Копполы отечественный зритель уже успел познакомиться.