Хазары: были ли они предками украинских казаков

26.01.2019 2:21 0

Хазары: были ли они предками украинских казаков

В VII – X веках государство кочевых хазар – Хазарский каганат – занимало обширные территории от Средней Азии и Северного Кавказа на востоке до современных Украины и Крыма на юго-западе. В 965-968 годах сильнейший удар по Хазарии наносят войска киевского князя Святослава. Вскоре после этого государство хазар и сами хазары как народ полностью исчезают с политической карты средневековой Европы и Азии. Тем не менее, уже с XVII-XVIII веков историю хазар начинают использовать в своих целях различного рода националистические авторы. Первые дошедшие до нас свидетельства об использовании истории хазар в политических целях содержатся в некоторых документах, написанных идеологами украинских казаков.

Первый казацкий сепаратист – атаман Иосиф Кириленко

Несмотря на то, что еще при Богдане Хмельницком казачество и народ Украины (Малороссии) сделали свой выбор в пользу России, в начале XVIII века среди казачества стали проявляться сепаратистские идеи. Чтобы оправдать их, казацкая старшина пыталась доказать, что движение казачества началось еще в «хазарскую эпоху» и, как следствие, что казаки были политически независимы от московских царей вплоть до времен Богдана Хмельницкого. Так, в 1710 году казацкий атаман Иосиф Кириленко написал в письме гетману о том, что московские цари никогда не являлись природными правителями «казацкого народа», начиная еще со времен правления «казацких каганов». Тут имеет место явная манипуляция историческими данными: у казаков никогда не было титула «каган»! Его носили лишь хазарские правители (и, кстати, в течение некоторого времени, киевские князья).

Филипп Орлик: хазары как способ оправдать собственное предательство

Еще более яркий пример политического применения хазарской истории находится в знаменитой «Конституции», написанной около 1709-1711 года преемником Ивана Мазепы Пилипом (Филиппом) Орликом. Чтобы оправдать переход Мазепы и его сторонников на сторону шведов во время русско-шведской войны, Орлик, на основании фонетического сходства между словами «казак / козак» и «хазар / хозар», утверждал, что в давние времена казаки назывались «хазарами» и, более того, что казаки ведут свою генеалогию, ни много ни мало, от крымских готов. Кроме того, он указывал также на сходство в воинственном полуоседлом образе жизни у хазар и у казаков. Упоминание Орлика об исконной дружбе казаков с Крымом было вызвано необходимостью обосновать тогдашние дружественные отношения его сторонников с Крымским ханством и Оттоманской Портой. Интересно также, что Орлик даже пытался приписать заслугу крещения Руси не Святому Владимиру, а… анонимному хазарскому кагану. Ну а вообще, Орлик создал хазарскую теорию происхождения запорожских казаков, чтобы доказать, что у них и у русского народа нет общих этнических предков. Тем самым, он пытался оправдать своими историческими теориями собственное предательство по отношению к России.

Хазары и казаки в трудах малороссийских историков

Кроме идеологических манифестов, мотив о хазарском происхождении казачества присутствует также и в исторических работах других малороссийских авторов того времени. Особо примечательны из них исторические хроники Самуила Величко, Григория Грабянки и «История русов» архиепископа Георгия Кониского. Кониский, в частности, полагал, что хазары были славянским народом. Этнонимы «Козаки / Козаре» он трактовал как прозвища, полученные от «легкости их коней, уподобляющихся козьему скоку». Григорий Грабянка (1710) выводил предков малороссийких казаков от «Аляно-Козар» (т.е. алано-хазар), «древнейшего рода Скифска», являвшихся потомками Гóмера, первого сына библейского Яфета. В данной библейской генеалогии также содержится недвусмысленный намек на то, что московиты, бывшие, согласно традиционным представлениям, потомками шестого сына Яфета, Мосоха (Мешеха), явно являются народом более низкого сорта, чем казаки-хазары – дети первого сына (Яфета). Необходимо также отметить, что все вышеупомянутые работы просто-напросто игнорировали факт обращения хазар в иудаизм – мотив явно более чем невыгодный, учитывая традиционную ненависть казаков к евреям.

«Хазарская теория» казаков как аналог польской «сарматской теории»

Откуда же лидеры казаков черпали информацию о средневековых хазарах и их истории? В христианской Европе того времени было несколько основных источников о хазарах: латинский перевод «Китаб аль-Кузари» Иегуды Галеви, изданная Буксторфом еврейско-хазарская переписка, трактат «Об управлении империей» Константина Багрянородного и доступная в основном славянским читателям «Повесть временных лет», приписываемая киевскому летописцу Нестору. На наш взгляд, сведения о хазарах попали к ним не непосредственно через эти трактаты, но через польскую историографию: недаром многие из казацких интеллектуалов и историков могли читать книги на латыни и польском. Действительно, теория о хазарском происхождении казаков могла быть сформулирована только через посредство латинской историографии: на латыни gens Cosarica (народ хазарский) от gens Cosatica (народ казацкий) отличает всего одна буква. Таким образом, теория о хазаро-скифо-аланском происхождении казачества (именно только военного сословия-казачества, а не всего украинского народа), появившаяся явно в качестве подражания польской «сарматской теории», должна была доказать легитимность независимости украинских казаков как от Москвы, так и от Польши и, более того, доказать древнее и благородное происхождение казаков.

Теории о хазарском происхождении российских казаков

Несмотря на популярность хазарской мифологемы в казацкой историографии XVIII века, украинские националисты последующих периодов, насколько нам известно, вообще не упоминают хазар. Видимо, позднее этот мотив, вследствие его явной исторической и идеологической несостоятельности, перестал устраивать лидеров украинского национализма. Тем не менее, некоторые российские авторы (видимо, вслед за украинскими), также основывая свои теории преимущественно на фонетическом сходстве слов «козак» и «хозар», стали говорить о хазарском происхождении донских и астраханских казаков. Об этом, в частности, писал в 1915 году Е.П. Савельев, а также, уже в послевоенные годы, знаменитый «евразиец» Л.Н. Гумилев.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Украина получит от Вашингтона 125 млн долларов на восстановление экономики Донбасса Центр ядерной медицины могут построить на территории Республики Крым Во Фрунзенском районе из-за недосмотра матери из окна квартиры выпала трехлетняя девочка Как и где научиться хорошо играть в покера? Названы причины резкого роста цен на бензин и дизельное топливо в России

Лента публикаций