«Вредоносные элементы»: как советская власть поступала с шаманами

26.04.2019 10:57 0

«Вредоносные элементы»: как советская власть поступала с шаманами

Советский Союз унаследовал огромную территорию дореволюционной России с крайне разнообразным населением, многоукладность жизни которого отчетливо проявлялась в религиозной сфере. Проводимая царским правительством политика обращения «туземцев» в православие не была завершена, и у ряда народов Поволжья и Сибири в 1917 году и позднее продолжали существовать шаманы. Коммунисты, видя в традиционных культах экзотическую разновидность «опиума для народа», начали «перевоспитывать» чувашей, якутов, шорцев и других язычников на атеистических началах.

Антишаманская пропаганда

Поначалу ставка была сделана на антирелигиозную пропаганду средствами СМИ и беллетристики. Разумеется, на большинство неграмотных коренных жителей печатное слово повлиять не могло. Однако газеты и книги читали руководители и культработники на местах, которые транслировали информацию устно.

В советской литературе 20-30-х годов образ шамана получает крайне негативную окраску.

Например, описывая шаманов - камов в Ойротской автономной области (современная Республика Алтай), писатели того времени называют их «угнетателями», «эпилептическими мистиками» и психопатами. Отметим, что наряду с этим местные власти пытались их использовать для выбивания денег из центра на нужды «отсталого народа» – в 1923 году алтайские шаманы в виде экзотического «пережитка прошлого» были отправлены на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

Традиционным риторическим оборотом, обозначающим переход от первобытной «шаманской дикости» к «новому быту», становится «великое кочевье». Создаётся Всеалтайское общество безбожников, насаждающее атеизм, а шаманизм объявляется «мстительной и страшной религией», от которой местные жители «устали». О самих шаманах в народе распространялись негативные сведения – например, утверждалось, что они повально больны венерическими болезнями.

К 1930 году считалось, что «камлание» и кровавые жертвоприношения в Ойротии полностью искоренены, а бубны и маньяки (ритуальная одежда) сожжены. В предисловиях к сборникам фольклора, изданным в то время, говорится, что к «старой жизни» алтайцы полностью охладели. Однако на деле традиция в этом горном районе продолжала соблюдаться – в 1930-е годы здесь жило несколько десятков практикующих шаманов. Хотя шаманизм существовал и позже, в печати и литературе на местах о нём в дальнейшем почти не упоминается. От пропаганды власти перешли к прямым репрессиям.

Репрессии

Настоящим гонениям шаманы начали подвергаться в 1930-е годы. Так, на Дальнем Востоке при раскулачивании зажиточных родов чукчей шаманов сразу объявляли «вредоносными» элементам и расстреливали.

Другой практикой было лишение избирательных прав – «лишенец» не мог вступить в колхоз и оставался без средств к существованию. За проведение ритуалов шаманов штрафовали. Репрессивным мерам подвергались не только они сами, но и их родственники. Например, в Приамурье местные сельсоветы принимали решения о высылке «классово чуждых» жителей из населенных пунктов.

Под таким давлением шаманы стали писать заявления об отказе от своих убеждений и сдавали ритуальные костюмы. Примечательно, что председатели сельсоветов, недостаточно активно включавшиеся в антирелигиозную работу, снимались с должностей. Партийные чиновники вели учёт всех практикующих шаманов, и увеличение их числа трактовалось не в пользу местных руководителей.

Сталинский «большой террор» ускорил процесс. С 1937 года нивхские и ульчские шаманы репрессировались как «японские шпионы». Власть наложила полный запрет на совершение ритуалов и обрядов. У коренного населения изымались все культовые предметы – их конфисковали комсомольцы и члены партии, специально с этой целью ходившие по домам. В отдельных случаях эти атрибуты попадали в музеи, но по большей части уничтожались.

Другой пример репрессивной политики – Хакасия. В 1924 году здесь проживал 71 шаман. В 1930-х годах 25 крупнейших из них были сосланы, а троих шаманов (Чертыкова, Топоева и Иридекова) расстреляли в 1937 году за «контрреволюционную деятельность».

Наше время

Хакасских служителей традиционного культа, вернувшихся в 1950-х годах из лагерей, заставили письменно отречься от шаманизма. Остальные продолжали действовать подпольно, однако своих сыновей искусству общения с духами уже не обучали.

На Дальнем Востоке традиция сохранилась лучше – нанайские шаманы в Хабаровском крае по-прежнему проводили обряды. Правда, они стали тайными – на лоне природы или за занавешенными окнами домов. В 1960-е годы, в разгар хрущёвской антирелигиозной борьбы, шаманов еще штрафовали, однако накануне перестройки борьба с этим явлением стала уже чисто формальной.

Таким образом, политика советской власти по уничтожению института шаманства среди коренного населения достигла лишь частичного успеха, и шаманы дожили до 1990-х годов, когда все ограничения на их деятельность были сняты.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Мосгорсуд не разрешил Кириллу Серебренникову работать  Гостям ПМЭФ раскрыли причину, почему стенд «Уралкалия» выполнен из роз Пожар на МКАД в Москве, где загорелся грузовик, попал на видео Названы причины резкого роста цен на бензин и дизельное топливо в России Революционная технология: новейшая батарея заряжается за считанные секунды

Лента публикаций