Спецоперация «Альфа»: как ЦРУ угнало советский истребитель Як-23

29.11.2019 2:28 0

Спецоперация «Альфа»: как ЦРУ угнало советский истребитель Як-23

В период корейского конфликта советская военная авиация привлекала самое пристальное внимание США. Один самолёт – реактивный истребитель Як-23, использовавшийся весьма ограниченно, – привлекал особенное внимание американского руководства. Как считали тогда американцы, из-за режима высочайшей секретности. В 1953 году ЦРУ разработало и провело операцию по угону самолёта, однако ожидания США не оправдались.

Операция «Альфа»

Многие документы о событиях пятидесятых годов до сих пор остаются засекреченными, поэтому информации немного. Одним из первых об этом в своей статье для журнала Planeta написал профессор Чедомира Йанич, занимающийся историей авиации. Дело было так.

В начале 1950-х несколько истребителей Як-23 состояло на вооружении стран соцлагеря: Венгрии, Румынии, Болгарии и Польши. Сознавая невозможность похищения самолёта из СССР и сложность его «добычи» в небе над Кореей, американская разведка решила действовать именно через страны Восточной Европы. Чтобы минимизировать неприятные международные последствия, всю операцию решено было провернуть чужими руками.

Некоторое время велась работа по поиску перебежчиков в соцстранах – достаточно алчных, желательно одиноких и с антикоммунистическими политическими убеждениями. Такой был найден! Им стал румынский пилот Михай Дьякоану. 24 июня 1953 года он на своём Як-23 во время штатного сторожевого полёта покинул воздушное пространство Румынии и приземлился в Югославии.

О судьбе пилота известно немногое: он был вывезен в США представителями ЦРУ, где получил новое имя. Самолёт же был отправлен на один из югославских испытательных полигонов, где с него были удалены все опознавательные знаки. Полный комплекс испытаний включал 21 полёт общей продолжительностью 9 часов с участием югославских пилотов. Один из них, капитан Водопивец, со ссылками на неназванные источники в высшем руководстве ВВС Югославии, в своём интервью интернет-порталу Air Combat Information Group рассказал и о дальнейшей судьбе истребителя.

Як-23 с американскими звёздами на крыльях

В октябре начались переговоры о передаче угнанного самолёта США. Условием были поставки в Югославию новейших американских самолётов Т-33, F-84 и F-86. Соглашение было достигнуто, и разобранный истребитель отправился за океан. Там он был собран, отмечен американской символикой и испытан. Большого впечатления на американцев машина не произвела.

Як-23 расценивали и в СССР как не самый удачный опыт. Именно поэтому самолёт оказался в Восточной Европе – неподалёку от границы с Югославией, с которой в тот момент произошло очередное охлаждение отношений.

После испытаний американцы самолёт разобрали и вернули Югославии. Югославы объявили о румынском пилоте-перебежчике в новостях. Румыны промолчали. А в СССР сделали вид, что ничего не было, так как с 1951 года, после передачи машины Румынии, самолёт не состоял у них на балансе. Больше всех в ситуации выиграли югославы, сумевшие испытать советский самолёт и получить контракт на поставку американской авиатехники.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

США обозначили тактические метки: к границам России переброшены новые силы Приморского лесничего осудили на 3,5 года за взятки Европейская зрада: во Франции признали Севастополь частью России Тоталитарный режим Киева подавляет инакомыслие: Захарова резко осудила действия СБУ против «РИА Новости Украина» В Петербурге состоится посвященный эрмитажным котам праздник

Лента публикаций