Советская субмарина С-13: самая опасная для немецкого флота

06.11.2018 10:19 0

Советская субмарина С-13: самая опасная для немецкого флота

По официальным данным, эта неуязвимая советская субмарина в течение Великой Отечественной войны потопила порядка десятка гитлеровских судов. Тысячи человек, в том числе, не являвшихся военнослужащими, погибли.

Шесть потопленных «транспортов»

Как свидетельствуют отечественные историки, с 1942 по 1945 годы советская субмарина «С-13» потопила и повредила 6 кораблей ВМФ антисоветской коалиции – 2 финских, один голландский и 3 гитлеровских.
Исследователи биографии «С-13» писатели В. С. Геманов, В. Слуцкин и военный историк Ю. М. Лебедев приводят в своих книгах две наиболее крупных трагедии, случившиеся вследствие торпедных атак советской подводной лодки – затопление «Вильгейма Густлова» и « Генерала Штойбена».

Поверженный «Густлов»

Как пишет В. Слуцкин, в результате торпедирования советской подводной лодкой в январе 1945 года немецкого транспортного судна «Вильгельм Густлов» погибли порядка 6 тысяч человек.
Авторитетный германский еженедельник «Шпигель» называет эту трагедию самой большой морской катастрофой, несравнимой даже с гибелью «Титаника». Журнал приводит данные о 9 тысячах погибших в результате затопления «Вильгельма Густлова» (в 6 раз больше, чем на «Титанике»), в основном, женщинах и детях. Большинство пассажиров на транспорте «Вильгельм Густлов» не имели отношения к службе в Третьем Рейхе, они имели статус эвакуированных. Но гитлеровский корабль был де-факто оснащен вооружением и, по сути, представлял собой военную цель.
Слуцкин приводит данные о том, что С-13 расстреляла «Вильгельм Густлов» тремя торпедами с расстояния 700 метров. Около тысячи пассажиров и членов экипажа «Густлова» удалось спастись – их подобрал корабль сопровождения (по информации «Шпигеля», на судне тогда было порядка 10 тысяч человек).

Последний рейс «Генерала Штойбена»

В результате торпедной атаки подлодки Александра Маринеско 9 февраля 1945 года этот пассажирский океанский лайнер был потоплен с 2 800 ранеными, 800 беженцами и другими людьми, включая военнослужащих (историк Юрий Лебедев приводит данные о 4 276 немцах, находившихся в момент торпедной атаки на корабле). Капитану «С-13» А. Маринеско за эту атаку собирались присвоить звание Героя Советского Союза. Лебедев пишет, что Маринеско «попутал» «Штойбена» с немецким крейсером «Эмдем, и потому атаковал.

В представлении к награде А. Маринеско так и сказано, что кандидат на звание Героя Советского Союза двумя торпедами потопил вражеский крейсер, сопровождаемый тремя эсминцами. Историк Ю. М. Лебедев изучил судовой (вахтенный) журнал «С-13» того времени, и на основании его записей сделал вывод, что советские подводники, мягко говоря, тогда имели слабое представление о том, что за транспорт следует на их пути. Юрий Михайлович приводит аргументы, которые могут свидетельствовать о меркантильных интересах подводников – за пущенный «под откос» крейсер полагалось 20 тысяч рублей, а за транспорт – «всего» три. Лебедев считает, что вследствие того, что Маринеско ошибся, ему звание Героя при жизни и не дали (Александру Ивановичу присвоили это звание с вручением ордена Ленина в мае 1990 года, посмертно).
Александр Маринеско с апреля 1945 года запил, и его убрали с подводного флота, а в ноябре того же года уволили в запас. Считается, что рекорд потопленных его «С-13» гитлеровских судов (общий объем свыше 42 000 тонн), до сих пор не побит.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Порошенко рассказал об «изменении статуса» Крыма На Кубе разбился пассажирский Boeing 737 Гурцкая рассказала, кто на самом деле виноват в провале Самойловой на «Евровидении В Белгороде 24-летний хулиган едва не зарезал прохожего Instagram запустил новую функцию «игнорирования» пользователей

Лента публикаций