Самые необычные воинские обычаи и традиции народов России

27.09.2018 21:12 2

Самые необычные воинские обычаи и традиции народов России

Россию издревле населяли многие народности, как родственные друг другу, так и вошедшие в состав государства путем ассимиляции или покорения. В воинской культуре каждого этноса сложились свои традиции, которые со временем трансформировались. Поговорим о самых необычных из них.

Славяне

С древнейших времен у славян существовала традиция выходить на битву с превосходящим по силе врагом, сняв верхнюю часть одежды. Это происходило, если у воинов не было возможности отступить, в том числе и по моральным соображениям, и они шли как бы в последний бой, демонстративно отбросывая всякую защиту. Такое поведение оказывало психологическое воздействие на противника, который понимал, что с ним идут сражаться люди, готовые к смерти. Этот обряд уходил корнями в язычество и подразумевал, что человек приходит в этот мир нагим и покидает его таким же.

Позднее эта традиция трансформировалась. Так, во время Отечественной войны 1812 года перед Бородинской битвой солдаты под мундиры надели чистое нательное белье и отказались от положенной порции водки перед боем, аргументируя это тем, что “идем на смерть, негоже перед Богом пьяным представать”.

Удивительно, но во время Великой Отечественной войны эта традиция вновь дала о себе знать, хотя в силу отношения страны Советов к религии вновь претерпела изменения. Это лучше всего видно на примере моряков и морских пехотинцев, которые в критические моменты атаковали врага в тельняшках, что нередко помогало им добиваться успеха.

С крещением Руси у славян появилась ещё одна традиция: перед боем они менялись друг с другом нательными крестами. Поверье гласило, что таким образом они становятся крестными братьями, укрепляют свою решимость перед сражением и доверие друг к другу.

Казаки

Спор об этнической принадлежности казаков среди историков идет до сих пор, однако сами себя они относили к православной славянской культуре. В целом казачье общество формировалось из представителей разных народов, которые бежали на юг из различных регионов Центральной России и Восточной Европы с начала XVII века, в итоге составив причудливый синтез. Казаки позиционировали себя как охрана южных границ империи, лояльная правительству, но за это требующая определенной автономии.

В годы затишья казаки становились независимыми землевладельцами, живущими хуторами, а во время боевых походов собирались в Запорожской Сечи. В такие периоды казаки представляли собой сугубо мужское общество, что накладывало отпечаток на их уклад жизни и воинские традиции.

Например, перед поединком они исполняли танец с саблями или кинжалами, который назывался трепак. Поддерживался у них и культ маскулинности, который выражался в забавах, связанных с удалью и братством, причем интересной особенностью этих действий была их направленность - все они были нацелены не на победу над врагом, а на укрепление духа братства.

К слову, идти в бой с обнаженным торсом тоже было одной из казачьих боевых традиций.

Кроме того, в казачестве родилось такое явление, как характерники (ударение на букву “е”) - казаки, выполнявшие роль духовных наставников, целителей и ведунов. Они представлялись этакими шаманами, которые могли провести войско незамеченным под самым носом у противника или помочь малому количеству воинов одолеть большую армию. Идеалом характерника считается мифический казак Мамай, который олицетворяет собой черты идеального казацкого воина-рыцаря.

Народы Северного Кавказа

Горские традиции были очень строги и поощряли воспитание мальчиков в духе воинов. Вся кавказская культура подразумевает практически военное положение, когда жизнь каждого джигита строго регламентирована.

Кровная месть была неотъемлемой частью жизни на Кавказе. Брат мстил за брата, сын за отца, а отец за сына. Простить долг крови было немыслимо, и порой конфликты между тейпами продолжались не одно поколение.

Но несмотря большую значимость вендетты, она не могла отменять прочие правила. Иллюстрацией может служить трепетное отношение к нравственности и к женщине. Битву двух тейпов могла остановить женщина - стоило ей сбросить платок и встать меж сражающимися мужчинами, как они тут же прекращали бой и расходились. А кровник мог укрыться, стоило ему взяться за платье девушки или зайти на женскую половину жилища.

Военный стиль горцев подразумевал нападение из засады и скрытные вылазки. Перед сражениями кавказские воины танцевали лезгинку, чтобы показать друг другу свое бесстрашие и удаль. А когда шли в атаку, то запугивали противника воинственными кличами и свистом. Особым шиком считалось прогарцевать вдоль линии врага, демонстративно, не обращая внимание на выстрелы.

Башкиры

Башкиры вошли в состав России ещё в XVI веке, и их служба в российской армии была одним из важных условий. Ведущие кочевой образ жизни, они были великолепными наездниками и обучались этому искусству с детства.

Это наложило определенный отпечаток на их воинские традиции и обычаи. Башкиры были очень привязаны к своим лошадям. Иногда в походе, когда войско на долгое время лишалось провизии, они восполняли недостаток воды и калорий, выпивая немного крови своего коня. Они умели очень аккуратно разрезать животному вену и брать необходимое количество красной жидкости, потом они также аккуратно перевязывали рану животному.

Кроме того, башкиры были непревзойденными лучниками и могли на скаку поражать цель, находящуюся на большом расстоянии от них. Из-за особой конструкции их лука, сделанного из двух пород дерева, стрелы летели очень далеко. А мастером считался тот воин, который мог выпустить одну за другой 10 стрел так быстро, что в момент выпуска последней первая ещё не достигала цели. Башкиры шли в атаку, подбадривая себя боевыми кличами и пугая врага улюлюканьем.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Гостям ПМЭФ раскрыли причину, почему стенд «Уралкалия» выполнен из роз Система Global Slots для залов игровых заведений Ученые установили связь между весом при рождении и леворукостью Forbes назвал самых влиятельных людей мира Золотую пальмовую ветвь получил фильм «Магазинные воришки» японского режиссера Хирокадзу Корээда

Лента публикаций