Почему татары называли Екатерину II "бабушка-царица"

13.01.2019 5:43 0

Почему татары называли Екатерину II

Екатерина II была первой русской правительницей, даровавшей многочисленному мусульманскому населению России права и возможности для культурного и религиозного развития. Политика Екатерины II не только подтверждала её приверженность идеям Просвещения, но и способствовала достижению целей мирного подчинения народов Средней Азии и служения их интересам империи.

Веротерпимость как элемент просвещённого правления

Время правления Екатерины II (1762-1796 гг.) называют также эпохой просвещённого абсолютизма в России. Императрица, вдохновлённая идеями деятелей эпохи Просвещения (Вольтера, Дидро, Монтескье), осуществила ряд прогрессивных реформ, которые, однако, не затрагивали основ её абсолютной власти. Одним из столпов Просвещения была веротерпимость, которая заключалась в отказе от насильственного приобщения людей к какой-либо вере. Как писал Вольтер в «Трактате о веротерпимости»: «Старайтесь не совершать насилия над сердцами людей и все сердца будут ваши». Таким принципом руководствовалась и Екатерина II. Её реформы, затрагивающие интересы мусульман, ознаменовали разрыв с политикой предыдущих русских правителей.

17 июня 1773 года был издан указ Синода о веротерпимости, запрещавший архиереям вмешиваться в религиозные дела представителей других конфессий, включая и мусульман. Стоит отметить, что после покорения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств при Иване Грозном на Руси началась христианизация местного мусульманского населения. Было запрещено строительство новых мечетей, а старые разрушались.

Ещё до принятия указа о веротерпимости Екатерина II в 1766 году посетила Казань, после чего разрешила сооружение каменной мечети в городе. В 1768-1770 гг. там возвели две мечети – Апанаевскую и Марджани, они сохранялись до наших дней. Указ 1773 года окончательно снял запрет на строительство новых мечетей.

Екатерина II способствовала и развитию образования и культуры мусульман. В конце XVIII века в Российской империи начали открываться первые медресе (мусульманские школы). В 1787 году в типографии Академии наук был издан первый в России полный текст Корана на арабском языке.

Структуризация мусульманского населения

Ещё одним важным нововведением времён Екатерины II было основание духовной организации мусульман и её подчинение государству. В 1782 году в Уфе был учреждён муфтият, а в 1788 году было создано Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС), юрисдикция которого распространялась на всю территорию Российской империи, не считая Крыма, присоединённого в 1783 году. Таким образом, все мусульмане империи были объединены в единый миллет еще и административным образом.

Духовное собрание подчинялось Министерству иностранных дел: муфтий, стоявший во главе ОМДС, и другие члены духовенства назначались министром. Помимо религиозных функций ОМДС обладало широкими судебными и административными полномочиями, включая сбор налогов с мусульманского населения, осуществление правосудия по гражданским делам в соответствии с законами шариата, регистрация брака, рождения, смерти.

Наследником Оренбургского магометанского духовного собрания сегодня является Центральное духовное управление мусульман России - одна из главных российских мусульманских организаций.

Дальновидная политика

Политика веротерпимости позволила Екатерине II одновременно решить несколько задач. Кроме того, что она соответствовала принципам просвещённого абсолютизма, её проведение преследовало и более практические цели. В частности, создание религиозных организаций, в том числе и мусульманских, помогало установить государственный контроль за нравственным воспитанием подданных. ОМДС также служило проводником российских интересов в Средней Азии. В знак признательности татары называли императрицу Эби пашта (Бабушка-царица).

По мнению учёного востоковеда Г.Г. Косача, татары «становились, полезны русским… с точки зрения своих экономических навыков, хозяйственной инициативы и предприимчивости, контактов с иными мусульманскими народами… и в силу этого, укрепления российских возможностей на Южном Урале, в казахских степях и Средней Азии». Это был наилучший способ мирного распространения российского влияния на кочевые народы региона. С этой же целью в 1782 году Екатерина II одобрила строительство мечетей на южных рубежах империи. Окончательное присоединение региона к России состоялось во второй половине следующего века.

Тандем магометанского духовенства и государства, созданный во времена правления Екатерины II позволил мусульманскому населению империи развивать свою культуру, религию и образование в рамках существующей государственной системы. Можно сказать, что именно в тот период были заложены основы межконфессиональных отношений, существующих в современной России.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Киеве участнику акции «Бессмертный полк» националисты разбили нос В Курской области 38-летнюю мать двоих детей задержали за хранение наркотиков Мадуро снова выбрали президентом Венесуэлы Обновленную LADA Granta оснастят фарами узбекского производства Стали известны подробности подрыва военнослужащих НАТО на минном поле под Авдеевкой

Лента публикаций