Как немецкий инженер-гигантоман спроектировал в СССР 100-тонный танк

10.07.2018 23:02 0

Как немецкий инженер-гигантоман спроектировал в СССР 100-тонный танк

Серия сверхтяжелых танков, разработанных советскими конструкторами под началом немецкого инженера Эдварда Гротте, так и осталась неосуществимой мечтой – то, что придумывал немец, было слишком дорогим, громоздким и в конечном итоге малофункциональным продуктом в условиях войны.

«Большевик» пытался родить «мышь»

Разработкой сверхтяжелого танка ТГ-5 («Танка Гротте») в начале 30-годов занималось КБ «Большевик», конструкторы которого трудились под началом немецкого немецкого инженера-конструктора Эдварда Гротте. Гротте был приглашенным специалистом. Он успел осуществить конструкторское воплощение среднего танка в деталях до осложнения взаимоотношений СССР с гитлеровской Германией. Впрочем, это обстоятельство не повлияло на перспективы воплощения замысла Гротте в жизнь. Оно в итоге оказалось нулевым.

Согласно исторически исследованиям М. В. Свирина «Броня крепка: История советского танка 1919 – 1937», проектирование сверхтяжелого танка под руководством немца Э. Гротте на ленинградском заводе «Большевик» началось с осени 1931 года. Судя по исследованиям историков советского вооружения, Гротте стремился предложить разнообразные варианты реализации своих смелых замыслов, но ни одна из задумок Гротте так и не осуществилась.

Что он собой представлял

Конструкторское бюро «Большевика» под руководство Э. Гротте разработало проект более чем стотонного свехтяжелого танка «ТГ-5» (Т-42). Для сравнения: самый функциональный средний советский танк Т-34 1940 – 1950-х годов (основной танк РККА в Великую Отечественную войну) имел боевой вес 28,5 – 40 тонн.

По проекту Гротте, эта 15-метровая максимально бронированная махина должна была иметь до пяти башен с более чем десятком разнокалиберных орудий. Четыре корабельных двигателя приводили машину в движение. В проекте танка предусматривалась 300-миллиметровая броневая защита лобовой части и башни (по бокам броня на 50 мм тоньше), мощные двигатели и гидромеханическая трансмиссия. В идеале танк на тройных гусеницах и с гидравлической подвеской смог бы развивать скорость до 60 километров в час. Все это хозяйство предполагалось обслуживать экипажу в 40 человек.

Находки Гротте

Как писал историк, журналист, автор книг по военной технике времен Второй Мировой войны Михаил Борисович Барятинский, помыслы Эдварда Гротте были далеки от реальности – его многобашенный и полуторамиллионный по стоимости танк для массового производства комиссия Управления по механизации и моторизации РККА сочла нецелесообразным. Хотя, считает другой военный историк М. В. Коломиец, некоторые интересные инженерные результаты в процессе работы над проектированием ТГ-5 все же были получены.

В частности, как прогрессивная была отмечена идея устроить в танке командирскую башню, интерес вызвали также и система противовоздушной обороны танка Гротте, принципы механических приводов (электро-сервоприводы).

Хотя проекты танков Э. Гротте так и остались нереализованными, часть его разработок впоследствии использовалась при создании тяжелых танков Т-35, которые принимали участие во Второй Мировой войне.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Джуканович назвал Черногорию следующим членом ЕС Петр Порошенко рассказал, как Украина собирается использовать Крымский мост Путин поблагодарил граждан России за поддержку на выборах Россияне смогут расплатиться за покупки с помощью селфи В Новосибирске при загадочных обстоятельствах пропал 14-летний подросток

Лента публикаций