Геноцентризм: почему учёные считают человека биороботом

12.02.2021 0:08 0

Геноцентризм: почему учёные считают человека биороботом

В XX веке на стыке биологии и социологии появилась новая научная теория — геноцентризм. Ее сторонники называют главной действующей силой естественного отбора не вид, а ген. А альтруизм, утверждают они, обусловлен не симпатией и сочувствием одного человека к другому, а исключительно корыстными мотивами.

Новый взгляд на эволюцию

Геноцентристы отвергают традиционное представление об эволюции как процессе развития особей и популяций живых существ. Сторонники этой теории смотрят глубже и делают акцент на способности генов копироваться. Аллели (разные формы одного гена), которые копируются лучше остальных, выигрывают в гонке естественного отбора и вытесняют своих менее «удачливых» конкурентов.

Развитие жизни на Земле геноцентристы рассматривают как борьбу генов, а не их носителей. К примеру, человек в силу естественных процессов рано или поздно умрет, однако копии «сидевшего» в нем гена будут продолжать жить в других организмах и пытаться увеличить число своих «сородичей» в других живых существах.

Корыстный альтруизм

Особое значение в теории геноцентризма имеет феномен альтруизма. Великие умы прошлого видели его корни в морально-нравственной плоскости, искреннем и бескорыстном желании отдельного индивида помочь другому, а также в симпатии, сочувствии и милосердии.

Геноцентристы переворачивают представление об альтруизме с ног на голову и считают его первопричиной корысть и жажду получить выгоду от других. Один из основоположников геноцентризма, американский социобиолог Роберт Триверс, утверждал, что один организм действует во благо другого лишь в ожидании будущей «отдачи».

По мнению ученого, индивид не будет жертвовать собой ради других, если не хочет получить ответной выгоды. Иными словами, у каждого акта альтруизма есть своя цена, а добрые поступки и помощь другим — не что иное, как своеобразная «инвестиция» в ожидании «процентов».

Эгоистичные гены

Идеи Триверса и его сторонников во второй половине XX века развил британский ученый Ричард Докинз. В 1976 году он опубликовал свой главный и самый популярный труд — книгу «Эгоистичный ген». В научном мире она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Исследователь проделал огромную работу, систематизировал наработки других геноцентристов и на основании математических расчетов подтвердил теории своих предшественников.

Смысл жизни любого существа — распространить свои гены, утверждает Докинз. Ради этой конечной цели человек заботится о близких, выстраивает социальные связи.

«Биороботы» для генов

Докинз рассматривает эволюцию как процесс копирования молекул. Однако создать полную реплику получалось не всегда, не обходилось без ошибок.

В итоге одни молекулы оказались приспособлены к окружающей среде лучше, другие — хуже. Выживали лишь самокопирующиеся молекулы, построившие вокруг себя надежную защитную оболочку.

Миллионы лет они собирались в колонии, образовывали ДНК, а затем создали вокруг себя «биороботов», способных обеспечить им комфортное существование и помочь распространиться. Так появились живые организмы — носители генов.

В теории геноцентристов человек является биологическим роботом, управляемым набором генов и действующим по их командам. Сравнить это можно с водителем, управляющим автомобилем.

Альтруизм к другим людям обусловлен корыстными целями генов — сохранением и приумножением себе подобных. Взгляд на человека как на «машину выживания» для генов, по мнению Докинза и его сторонников, позволяет лучше понять и объяснить его поведение.

Опасный подход

Критики Докинза и его единомышленников отказываются считать гены главным звеном эволюции. По мнению американского биолога Стивена Гулда, гены не выживают в одиночку и вынуждены действовать в едином организме вместе с другими молекулами. Ученый обвинил геноцентристов в искажении логики дарвинизма.

Нередко критики касаются и морально-нравственной стороны вопроса. В теории геноцентристов человек предстает расчетливым и меркантильным существом. Эгоизм объявляется главным инструментом выживания, а искренность и бескорыстное самопожертвование — уделом слабых, недостойных существовать с точки зрения естественного отбора. Такой взгляд на мир, уверены противники геноцентристов, противоречит принципам гуманизма и может привести к крайне негативным последствиям для человечества.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

«Дедпул 2» вторую неделю подряд возглавляет российский кинопрокат Появилось видео из Барнаула, где забил большой коммунальный фонтан Глава Минздрава РФ Скворцова назвала меры по увеличению продолжительности жизни в России Минобороны РФ показало боевые возможности БМПТ «Терминатор» Путин о встрече с Трампом: «Разговор давно назрел, но пока не складывается»

Лента публикаций